Судебно-медицинский анализ повреждений головы водителя при смертельной внутрисалонной автомобильной травме

  • Авторы: Груховский С.В., Веленко П.С.1, Бычков А.А.1, Марченков Р.Е.1, Глоба И.В.2, Березовский Д.П.3, Баринов Е.Х.4,5,6
  • Учреждения:
    1. ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)
    2. Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)
    3. ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)
    4. Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова
    5. Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
    6. Бюро судебно-медицинской экспертизы
  • Раздел: Оригинальные исследования
  • Дата подачи: 02.05.2024
  • Дата принятия к публикации: 07.11.2024
  • Дата публикации: 29.12.2024
  • URL: https://for-medex.ru/jour/article/view/16134
  • DOI: https://doi.org/10.17816/fm16134
  • ID: 16134


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Среди основных задач, стоящих перед судебно-медицинским экспертом при производстве экспертизы, связанной с травмой внутри салона автомобиля, является определение механизма образования повреждений, их тяжести и места положения пострадавших. Для этого зачастую требуется решение вопросов, касающихся особенностей механизма образования ЧМТ, ее морфологии и степени тяжести. Цель исследования – изучить особенности локализации повреждений головы водителя при смертельной внутрисалонной автомобильной травме. В результате исследования было установлено, что в интервале ISS от 0 до 10 и 11 до 20 достоверных различий в группах сравнения нет. В интервалах ISS от 21 до 30 и 31 до 40 преобладали случаи смертельной травмы среди водителей отечественных автомобилей. В интервале от 41 до 50 – водители иностранных автомобилей. При сравнительном анализе тяжести повреждений головы у водителей автомобилей отечественного и иностранного производства с использованием шкалы ISS обнаружены достоверные различия в случаях со смертельной ЧМТ, что позволяет предположить наличие дополнительных факторов, влияющих на тяжесть повреждений, которые должны быть изучены в дальнейшем и  учтены при ответе на вопрос о месте положении пострадавшего в салоне автомобиля.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время наблюдается устойчивое увеличение количества автомобилей на дорогах, что влечет за собой неуклонный рост числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) [1]. Одной из главных причин несчастных случаев является несоблюдение скоростногорежима водителем автомобиля. Высокая скорость обусловливает получения ряда тяжелых механических повреждений лиц, находящихся внутри автомобиля, в зависимости от их местоположения в салоне [2]. В связи с этим, среди основных задач, стоящих перед судебно-медицинским экспертом при производстве экспертизы, связанной с травмой внутри салона автомобиля, является определение механизма образования повреждений, их тяжести и места положения пострадавших [3, 4].

На данный момент количество научно обоснованных данных, которые могли бы помочь максимально точно определить местоположение лиц, смертельно травмированных в салоне автомобиля при ДТП, недостаточно [5, 6]. Требуется решение вопросов, касающихся особенностей механизма образования ЧМТ, ее морфологии и степени тяжести по шкале ISS у водителей автомобиля. Определение преимущественной локализации повреждений на голове, особенностей внутричерепных кровоизлияний и повреждений головного мозга, переломов костей черепа также требует отдельного внимания исследователей.

Цель исследования: Изучить особенности локализации повреждений головы водителя при смертельной внутрисалонной автомобильной травме. Предложить диагностические критерии для определения места положения пострадавшего, в зависимости от степени тяжести повреждений головы по шкале ISS.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектами исследования послужили экспертные документы из Бюро СМЭ Департамента Здравоохранения (ДЗ) г. Москвы в период с 2006 по 2013 годы.

Во всех отобранных случаях при анализе учитывались следующие критерии: марка легкового автомобиля, наличие или отсутствие средств внутренней пассивной безопасности, скорость автомобиля, зафиксированная в конечный момент ДТП, указание местоположения пострадавшего «водитель», тип столкновения: «фронтальное», «лобовое» или указана ситуация ДТП «выезд на полосу встречного движения».

По данным «Исследовательской части» экспертных документов учитывалась локализация повреждений в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, кровоизлияний в мягкие покровы свода черепа со стороны внутренней поверхности, наличие прямых и непрямых переломов, эпи- и субдуральных гематом, очагов ушиба головного мозга в соответствии с анатомическими областями.

Для наглядного понимания механизмов возникновения черепно-мозговой травмы локализация точек приложения силы была рассмотрена в соответствии с анатомическими областями головы: лобная, височные и теменные (правые и левые) и затылочная области. Переломы свода черепа были классифицированы в зависимости от повреждения конкретной кости (лобная, теменные, височные, затылочная). За основу локализации изучаемых кровоизлияний взята анатомическая проекция долей головного мозга (лобная, теменные, височные, затылочная).

У водителей отечественных и зарубежных автомобилей были проанализированы значения ISS (Injury Severity Score). Шкала ISS была разработана S.P. Baker с соавторами на основе шкалы AIS и является анатомической системой, которая используется для пациентов с множественными травмами [7]. Баллы по системе ISS были рассчитаны суммированием квадратов баллов шкалы AIS из трех наиболее пострадавших областей тела (были использованы наивысшие баллы AIS, по одному из каждой области).

Применены общенаучные методы: наблюдение, сравнение, описание. Статистическая обработка полученных результатов была выполнена при помощи прикладных субпрограмм программного продукта Microsoft Excell 2010.

РЕЗУЛЬТАТЫ

За исследуемый период с 2006 по 2013 годы первоначально было отобрано 268 экспертных документов.

Случаев с погибшими мужчинами было 259 (96,64%), с женщинами – 9 (3,36%). Распределение случаев по полу и возрасту в анализируемой выборке (совместно группы I и II) представлены в Таблице 1.

Таблица 1 Распределение анализируемых случаев в совокупной группе (I-II группы) по полу и возрасту

Пол

м

ж

Кол-во наблюдений

259

9

Средний возраст (лет)

37,69±0,9

43,44±3,6

Минимум

17

28

Медиана

35

42

Максимум

79

57

 

Локализация и характер изученных повреждений головы у водителей автомобилей отражена в Таблице 3.

Таблица 2 – Локализация и характер повреждений головы у водителя автомобиля при ДТП (в абс. числах)

Значение ISS для водителей отечественных автомобилей составило 25,15±1,8 (мин 1, медиана 25,5, макс 50, 25% процентиль 14,25, 75% процентиль 42,75). Значение ISS для водителей иностранных автомобилей составило 31,08±2,8 (мин 0, медиана 39, макс 50, 25% процентиль 13,75, 75% процентиль 41,25).

Ранжирование количества наблюдений среди водителей отечественных и иностранных автомобилей в зависимости от показателя по шкале ISS представлено в Таблице 4 и на Рисунке 1.

Таблица 4 – Ранжирование в зависимости от ISS количества наблюдений среди водителей отечественных и иностранных автомобилей

ISS

Отечественные автомобили

Иностранные автомобили

Абс.

Отн., %

Абс.

Отн., %

от 0 до 10

7

15,22

6

15,79

от 11 до 20

8

17,39

6

15,79

от 21 до 30

13

28,26

3

7,89

от 31 до 40

14

30,43

5

13,16

от 41 до 50

4

8,7

18

47,37

ИТОГО:

46

100

38

100

 

ОБСУЖДЕНИЕ:

Установлено, что пострадавших мужчин с повреждениями головы значительно больше пострадавших женщин. Соотношение погибших водителей мужчин к водителям-женщинам составляет примерно 1:33. Эти данные соответствуют результатам исследования, проведенном Al-Thaifani А. А. и соавт. в 2016 году [8]. Согласно данным авторов, повреждения головы у мужчин в ДТП встречались в 83,1% случаев. При этом в исследование не были включены случаи травмирования головы у женщин-водителей. 

Достоверно показано, что левосторонние повреждения у водителей при фронтальном столкновении автомобиля встречаются в 1,5 раза чаще, чем правосторонние (р < 0,05). Это может быть связано с ударом о левую переднюю стойку крыши автомобиля. При повреждении головы в ДТП наиболее часто травмировались лобные доли головного мозга.

Определение степени тяжести повреждений по шкале ISS положительно коррелирует с летальностью и в наибольшей степени отражает тяжесть повреждений при политравме, но при этом одинаковый балл тяжести различных повреждений далеко не всегда соответствует их значимости для исхода политравмы. Bolorunduro O.B. с соавт. классифицируют травмы как незначительные (ISS < 9 баллов), умеренные (ISS 9–15 баллов), тяжелые (ISS 16–25 баллов) и крайне тяжелые (ISS > 25 баллов)». Летальность при травмах с оценкой ISS > 40 баллов наибольшая и составляет 65% [9].

Анализ показателя ISS (Injury Severity Score), что у водителя зарубежного производства был равен 17,06±4,12, а для водителя отечественного производства – 10,73±4,03.

Сравнение полученных результатов среди водителей отечественных и иностранных автомобилей показали, что в интервале ISS от 0 до 10 и 11 до 20 достоверных различий в группах сравнения нет. В интервалах ISS от 21 до 30 и 31 до 40 преобладали случаи смертельной травмы среди водителей отечественных автомобилей. В интервале от 41 до 50 – водители иностранных автомобилей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Было установлено, что:

–наиболее часто встречающимися являются повреждения, входящие в комплекс ЧМТ, а тяжелая ЧМТ преобладает, как причина смерти и выявлена в 59,9%;

– среди наружных повреждений у водителей автомобиля отечественного производства преобладают ссадины в височной области слева, а у водителей автотранспортных средств иностранного производства – раны в лобной и в правой теменной областях;

– из внутренних повреждений наиболее часто встречаются кровоизлияния на внутренней поверхности мягких тканей свода черепа и кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку;

– повреждения в виде ссадин в лобной области, кровоизлияний под мягкие мозговые оболочки в височной области наиболее часто сопряжено с кровоизлияниями в ствол головного мозга;

Сравнительный анализ тяжести повреждений головы у водителей автомобилей отечественного и иностранного производства с использованием шкалы ISS обнаружил достоверные различия в случаях со смертельной ЧМТ. Данный факт позволяет предположить наличие дополнительных факторов, влияющих на тяжесть повреждений, которые должны быть изучены в дальнейшем и  учтены при ответе на вопрос о месте положении пострадавшего в салоне автомобиля. 

×

Об авторах

Сергей Витальевич Груховский

Автор, ответственный за переписку.
Email: gruhovskiy@mail.ru

Павел Сергеевич Веленко

ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет)

Email: velenko_p_s_1@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-2800-1454

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины ИКМ им. Н.В. Склифосовского

Россия

Алексей Александрович Бычков

Email: bychkov_a_a@staff.sechenov.ru

Руслан Евгеньевич Марченков

Email: marchenkov_r_e@student.sechenov.ru

Ирина Владимировна Глоба

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)

Email: globa_i_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-7185-4324
SPIN-код: 3976-6782
Россия, 129110, Москва, ул. Щепкина, д. 61/2

Дмитрий Павлович Березовский

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Email: dpb@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8502-1331
SPIN-код: 4063-5837
Scopus Author ID: 634134

д.м.н., доц., профессор кафедры судебной медицины Первого Московского государственного университета им. И. М. Сеченова

Россия, Москва

Евгений Христофорович Баринов

Московский государственный медико-стоматологический университет имени А.И. Евдокимова; Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы; Бюро судебно-медицинской экспертизы

Email: ev.barinov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4236-4219
SPIN-код: 2112-4568

д-р мед. наук, профессор

Россия, Москва; Москва; Москва

Список литературы

  1. 1. Ануприенко С.А., Пронь Е.С., Бармакова Ю.С., Породенко В.А. Детская несмертельная дорожно-транспортная травма в г. Краснодаре за 2015-2019 годы // Судебная медицина. - 2021. - Т. 7. - №1. - C. 10-20. doi: 10.17816/fm335
  2. 2. Бадалян А.Ф., Новоселов В.П. Судебно-медицинская оценка скорости движения автомобиля с учетом морфологических особенностей следов крови // Вестник судебной медицины. - 2018. - Т. 7, - № 2. - С. 4–7.
  3. 3. Индиаминов С.И., Исмаилов Р.А., Бахтиёров Б.Б. Повреждения у водителей, пострадавших при внутрисалонной автомобильной травме // Вестник современной клинической медицины. - 2020. - Т. 13, - №5. - С.20–25. doi: 10.20969/VSKM.2020.13(5).20-25
  4. 4. Максимов А.В., Кучук С.А. Характеристика смертельного дорожно-транспортного травматизма в московской области // Судебная медицина. - 2020. - Т. 6. - №3. - C. 36-40. doi: 10.19048/fm322
  5. 5. Бычков А.А., Дубровин И.А., Герасимов А.Н., Груховский С.В. и соавт. Сравнительная характеристика повреждений отдельных частей тела у водителя и пассажиров внутри салона движущегося автомобиля при дорожно-транспортном происшествии // Судебно-медицинская экспертиза. - 2019. - Т. 62. - №3. - С. 12‑16. doi: 10.17116/sudmed20196203112
  6. 6. Дубровин И.А., Мосоян А.С., Груховский С.В., Бычков А.А. Общая характеристика травмы головы у водителя при дорожно-транспортном происшествии. // Судебно-медицинская экспертиза. - 2020. - Т. 63. - №2. - С. 19‑24. doi: 10.17116/sudmed20206302119
  7. 7. Baker C.E., Martin P., Wilson M.H., et al. The relationship between road traffic collision dynamics and traumatic brain injury pathology // Brain Commun. - 2022. - Vol.4. - №2. - P. fcac033. doi: 10.1093/braincomms/fcac033
  8. 8. Al-Thaifani A.A., Al-Rabeei N.A., Dallak A.M.. Study of the Injured Persons and the Injury Pattern in Road Traffic Accident in Sana’a City, Yemen // Advances in public health. - 2016. - Vol. 2016. - Article ID 4138163
  9. 9. Bolorunduro O.B., Villegas C., Oyetunji T.A. Validating the Injury Severity Score (ISS) in different populations: ISS predicts mortality better among Hispanics and females // J Surg Res. – 2011. - Vol.166. - №1. - P. 40-44. doi: 10.1016/j.jss.2010.04.012

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор,



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 60835 выдано 09.09.2021 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 – 59181 выдано 03.09.2014
г.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах