Forensic analysis of head injuries of a driver in a fatal car injury



Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription or Fee Access

Abstract

Among the main tasks facing a forensic expert during the examination related to an injury inside the car interior is to determine the mechanism of injury formation, its severity and the location of the victims. This often requires solving issues related to the peculiarities of the mechanism of cranial trauma formation, its morphology and severity. The purpose of the study is to determine the features of localization of injuries to the driver's head in a fatal car injury. As a result of the study, it was found that there were no significant differences in the comparison groups in the ISS scale range from 0 to 10 and 11 to 20. In the ISS intervals from 21 to 30 and 31 to 40, fatal injuries among drivers of domestic cars prevailed. In the range from 41 to 50 – drivers of foreign cars. A comparative analysis of the severity of head injuries in drivers of domestic and foreign-made cars using the ISS scale revealed significant differences in cases with fatal TBI, which suggests the presence of additional factors affecting the severity of injuries, which should be studied further and taken into account when answering the question about the location of the victim in the car interior.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время наблюдается устойчивое увеличение количества автомобилей на дорогах, что влечет за собой неуклонный рост числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) [1]. Одной из главных причин несчастных случаев является несоблюдение скоростногорежима водителем автомобиля. Высокая скорость обусловливает получения ряда тяжелых механических повреждений лиц, находящихся внутри автомобиля, в зависимости от их местоположения в салоне [2]. В связи с этим, среди основных задач, стоящих перед судебно-медицинским экспертом при производстве экспертизы, связанной с травмой внутри салона автомобиля, является определение механизма образования повреждений, их тяжести и места положения пострадавших [3, 4].

На данный момент количество научно обоснованных данных, которые могли бы помочь максимально точно определить местоположение лиц, смертельно травмированных в салоне автомобиля при ДТП, недостаточно [5, 6]. Требуется решение вопросов, касающихся особенностей механизма образования ЧМТ, ее морфологии и степени тяжести по шкале ISS у водителей автомобиля. Определение преимущественной локализации повреждений на голове, особенностей внутричерепных кровоизлияний и повреждений головного мозга, переломов костей черепа также требует отдельного внимания исследователей.

Цель исследования: Изучить особенности локализации повреждений головы водителя при смертельной внутрисалонной автомобильной травме. Предложить диагностические критерии для определения места положения пострадавшего, в зависимости от степени тяжести повреждений головы по шкале ISS.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектами исследования послужили экспертные документы из Бюро СМЭ Департамента Здравоохранения (ДЗ) г. Москвы в период с 2006 по 2013 годы.

Во всех отобранных случаях при анализе учитывались следующие критерии: марка легкового автомобиля, наличие или отсутствие средств внутренней пассивной безопасности, скорость автомобиля, зафиксированная в конечный момент ДТП, указание местоположения пострадавшего «водитель», тип столкновения: «фронтальное», «лобовое» или указана ситуация ДТП «выезд на полосу встречного движения».

По данным «Исследовательской части» экспертных документов учитывалась локализация повреждений в виде ссадин, кровоподтеков, ушибленных ран, кровоизлияний в мягкие покровы свода черепа со стороны внутренней поверхности, наличие прямых и непрямых переломов, эпи- и субдуральных гематом, очагов ушиба головного мозга в соответствии с анатомическими областями.

Для наглядного понимания механизмов возникновения черепно-мозговой травмы локализация точек приложения силы была рассмотрена в соответствии с анатомическими областями головы: лобная, височные и теменные (правые и левые) и затылочная области. Переломы свода черепа были классифицированы в зависимости от повреждения конкретной кости (лобная, теменные, височные, затылочная). За основу локализации изучаемых кровоизлияний взята анатомическая проекция долей головного мозга (лобная, теменные, височные, затылочная).

У водителей отечественных и зарубежных автомобилей были проанализированы значения ISS (Injury Severity Score). Шкала ISS была разработана S.P. Baker с соавторами на основе шкалы AIS и является анатомической системой, которая используется для пациентов с множественными травмами [7]. Баллы по системе ISS были рассчитаны суммированием квадратов баллов шкалы AIS из трех наиболее пострадавших областей тела (были использованы наивысшие баллы AIS, по одному из каждой области).

Применены общенаучные методы: наблюдение, сравнение, описание. Статистическая обработка полученных результатов была выполнена при помощи прикладных субпрограмм программного продукта Microsoft Excell 2010.

РЕЗУЛЬТАТЫ

За исследуемый период с 2006 по 2013 годы первоначально было отобрано 268 экспертных документов.

Случаев с погибшими мужчинами было 259 (96,64%), с женщинами – 9 (3,36%). Распределение случаев по полу и возрасту в анализируемой выборке (совместно группы I и II) представлены в Таблице 1.

Таблица 1 Распределение анализируемых случаев в совокупной группе (I-II группы) по полу и возрасту

Пол

м

ж

Кол-во наблюдений

259

9

Средний возраст (лет)

37,69±0,9

43,44±3,6

Минимум

17

28

Медиана

35

42

Максимум

79

57

 

Локализация и характер изученных повреждений головы у водителей автомобилей отражена в Таблице 3.

Таблица 2 – Локализация и характер повреждений головы у водителя автомобиля при ДТП (в абс. числах)

Значение ISS для водителей отечественных автомобилей составило 25,15±1,8 (мин 1, медиана 25,5, макс 50, 25% процентиль 14,25, 75% процентиль 42,75). Значение ISS для водителей иностранных автомобилей составило 31,08±2,8 (мин 0, медиана 39, макс 50, 25% процентиль 13,75, 75% процентиль 41,25).

Ранжирование количества наблюдений среди водителей отечественных и иностранных автомобилей в зависимости от показателя по шкале ISS представлено в Таблице 4 и на Рисунке 1.

Таблица 4 – Ранжирование в зависимости от ISS количества наблюдений среди водителей отечественных и иностранных автомобилей

ISS

Отечественные автомобили

Иностранные автомобили

Абс.

Отн., %

Абс.

Отн., %

от 0 до 10

7

15,22

6

15,79

от 11 до 20

8

17,39

6

15,79

от 21 до 30

13

28,26

3

7,89

от 31 до 40

14

30,43

5

13,16

от 41 до 50

4

8,7

18

47,37

ИТОГО:

46

100

38

100

 

ОБСУЖДЕНИЕ:

Установлено, что пострадавших мужчин с повреждениями головы значительно больше пострадавших женщин. Соотношение погибших водителей мужчин к водителям-женщинам составляет примерно 1:33. Эти данные соответствуют результатам исследования, проведенном Al-Thaifani А. А. и соавт. в 2016 году [8]. Согласно данным авторов, повреждения головы у мужчин в ДТП встречались в 83,1% случаев. При этом в исследование не были включены случаи травмирования головы у женщин-водителей. 

Достоверно показано, что левосторонние повреждения у водителей при фронтальном столкновении автомобиля встречаются в 1,5 раза чаще, чем правосторонние (р < 0,05). Это может быть связано с ударом о левую переднюю стойку крыши автомобиля. При повреждении головы в ДТП наиболее часто травмировались лобные доли головного мозга.

Определение степени тяжести повреждений по шкале ISS положительно коррелирует с летальностью и в наибольшей степени отражает тяжесть повреждений при политравме, но при этом одинаковый балл тяжести различных повреждений далеко не всегда соответствует их значимости для исхода политравмы. Bolorunduro O.B. с соавт. классифицируют травмы как незначительные (ISS < 9 баллов), умеренные (ISS 9–15 баллов), тяжелые (ISS 16–25 баллов) и крайне тяжелые (ISS > 25 баллов)». Летальность при травмах с оценкой ISS > 40 баллов наибольшая и составляет 65% [9].

Анализ показателя ISS (Injury Severity Score), что у водителя зарубежного производства был равен 17,06±4,12, а для водителя отечественного производства – 10,73±4,03.

Сравнение полученных результатов среди водителей отечественных и иностранных автомобилей показали, что в интервале ISS от 0 до 10 и 11 до 20 достоверных различий в группах сравнения нет. В интервалах ISS от 21 до 30 и 31 до 40 преобладали случаи смертельной травмы среди водителей отечественных автомобилей. В интервале от 41 до 50 – водители иностранных автомобилей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Было установлено, что:

–наиболее часто встречающимися являются повреждения, входящие в комплекс ЧМТ, а тяжелая ЧМТ преобладает, как причина смерти и выявлена в 59,9%;

– среди наружных повреждений у водителей автомобиля отечественного производства преобладают ссадины в височной области слева, а у водителей автотранспортных средств иностранного производства – раны в лобной и в правой теменной областях;

– из внутренних повреждений наиболее часто встречаются кровоизлияния на внутренней поверхности мягких тканей свода черепа и кровоизлияния под мягкую мозговую оболочку;

– повреждения в виде ссадин в лобной области, кровоизлияний под мягкие мозговые оболочки в височной области наиболее часто сопряжено с кровоизлияниями в ствол головного мозга;

Сравнительный анализ тяжести повреждений головы у водителей автомобилей отечественного и иностранного производства с использованием шкалы ISS обнаружил достоверные различия в случаях со смертельной ЧМТ. Данный факт позволяет предположить наличие дополнительных факторов, влияющих на тяжесть повреждений, которые должны быть изучены в дальнейшем и  учтены при ответе на вопрос о месте положении пострадавшего в салоне автомобиля. 

×

About the authors

Sergey Grukhovskiy

Author for correspondence.
Email: gruhovskiy@mail.ru

Pavel Velenko

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University)

Email: velenko_p_s_1@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-2800-1454

PhD, associate professor on the Department of Forensic Medicine

Россия

Alexey Bychkov

Email: bychkov_a_a@staff.sechenov.ru

Ruslan Marchenkov

Email: marchenkov_r_e@student.sechenov.ru

Irina V. Globa

I.M.Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University)

Email: globa_i_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-7185-4324
SPIN-code: 3976-6782
Россия, 61/2 Shepkina street, Moscow, 129110

Dmitriy P. Berezovskiy

I.M. Sechenov First Moscow State University (Sechenov University)

Email: dpb@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8502-1331
SPIN-code: 4063-5837
Scopus Author ID: 634134

Doc. Sci. (Med.), Ass. prof., I. M. Sechenov First Moscow State University

Россия, Moscow

Evgeny Kh. Barinov

Moscow State University of Medicine and Dentistry named after A.I. Evdokimov; Peoples’ Friendship University of Russia; Bureau of Forensic Medical Examination

Email: ev.barinov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4236-4219
SPIN-code: 2112-4568

MD, Dr. Sci. (Med.), Professor

Россия, Moscow; Moscow; Moscow

References

  1. Anuprienko SA, Pron ES, Barmakova JS, Porodenko VА. Children's non-fatal road traffic injury in Krasnodar in 2015-2019 // Russian Journal of Forensic Medicine. - 2021. - Vol. 7. - N. 1. - P. 10-20. doi: 10.17816/fm335
  2. Badalyan AF, Novoselov VP. Forensic medical estimation of the vehicle speed consideringthe morphological features of blood traces // Bulletin of Forensic Medicine. - 2018. - Vol. 7, - № 2. - P. 4–7.
  3. Indiaminov SI, Ismailov RA, Bakhtiyorov BB. Injuries in drivers caused by an in-vehicle car trauma. The Bulletin of Contemporary Clinical Medicine. - 2020. - Vol. 13, - №5. - P. 20–25. doi: 10.20969/VSKM.2020.13(5).20-25
  4. Maksimov AV, Kuchuk SA. Characteristics of fatal road traffic injuries in the Moscow region // Russian Journal of Forensic Medicine. - 2020. - Vol. 6. - N. 3. - P. 36-40. doi: 10.19048/fm322
  5. Bychkov AA, Dubrovin IA, Gerasimov AN, Grukhovskiy SV, et al. Comparative characteristics of injuries to individual body parts of the driver and passengers inside the passenger compartment of a moving vehicle in a traffic accident. // Forensic Medical Expertise. - 2019. - Vol. 62. - №3. - P. 12‑16. doi: 10.17116/sudmed20196203112
  6. Dubrovin IA, Mosoian AS, Grukhovskiy SV, Bychkov AA. General characteristics of the driver’s head injury in road accidents. // Forensic Medical Expertise. - 2020. - Vol. 63. - №2. - P. 19‑24. doi: 10.17116/sudmed20206302119
  7. Baker CE, Martin P, Wilson MH, et al. The relationship between road traffic collision dynamics and traumatic brain injury pathology // Brain Commun. - 2022. - Vol.4. - №2. - P. fcac033. doi: 10.1093/braincomms/fcac033
  8. Al-Thaifani AA, Al-Rabeei NA, Dallak AM. Study of the Injured Persons and the Injury Pattern in Road Traffic Accident in Sana’a City, Yemen // Advances in public health. - 2016. - Vol. 2016. - Article ID 4138163
  9. Bolorunduro OB, Villegas C, Oyetunji TA. Validating the Injury Severity Score (ISS) in different populations: ISS predicts mortality better among Hispanics and females // J Surg Res. – 2011. - Vol.166. - №1. - P. 40-44. doi: 10.1016/j.jss.2010.04.012

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) Eco-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 60835 выдано 09.09.2021 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 – 59181 выдано 03.09.2014
г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies