Ретроспективный анализ несмертельных скелетных травм, полученных в дорожных инцидентах с участием электросамокатов
- Авторы: Съедин М.С.1,2, Плис С.С.1,3, Клевно В.А.1, Максимов А.В.1,4, Плащинский А.А.5
-
Учреждения:
- Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского
- Бюро судебно-медицинской экспертизы
- Институт судебной медицины и патологии
- Государственный университет просвещения
- Краевая больница № 4
- Выпуск: Том 10, № 2 (2024)
- Страницы: 160-170
- Раздел: Оригинальные исследования
- Дата подачи: 16.10.2023
- Дата принятия к публикации: 04.12.2023
- Дата публикации: 29.05.2024
- URL: https://for-medex.ru/jour/article/view/15597
- DOI: https://doi.org/10.17816/fm15597
- ID: 15597
Цитировать
Полный текст
Доступ предоставлен
Доступ платный или только для подписчиков
Аннотация
Обоснование. Несмотря на то, что самокаты в Российской Федерации официально признаны транспортным средством не так давно, уровень травматизма на самокатах растёт уже на протяжении нескольких лет.
Цель исследования ― изучение некоторых эпидемиологических данных, а также характера повреждений у пострадавших в условиях несмертельной самокатной травмы.
Материалы и методы. В исследование включено 78 медицинских карт лиц, пострадавших в дорожных инцидентах с участием электросамокатов и находившихся на лечении в травматологическом отделении ГБУЗ «Краевая больница № 4» Адлерского района Сочи в период с 2020 по 2021 год. Методом ретроспективного анализа изучено влияние ряда демографических (пол, возраст) и эпидемиологических (сезонность, время суток и др.) данных на характер травмы; представлена характеристика повреждений в зависимости от категории участников дорожного движения (водитель, пешеход).
Результаты. Из 78 дорожных инцидентов с участием электросамокатов 28 произошло в 2020 году, 50 ― в 2021. Распределение по полу было почти одинаковым ― 40 мужчин и 38 женщин. Средний возраст пострадавших составил 36 (30; 45,8) лет. Больше всего инцидентов (n=52) пришлось на летние и осенние месяцы. Установить точное время получения травмы удалось в 35 случаях (17 ― в дневные часы, 18 ― в вечерние). В зависимости от обстоятельств все происшествия подразделялись на падения с электросамокатов (n=73), столкновения движущихся самокатов с пешеходами (n=3), столкновение движущихся самокатов с движущимся автомобилем (n=2). Переломы у пострадавших диагностированы в 73 случаях, в 67 они имели закрытый характер. Внутрисуставные переломы выявлены у 41 пострадавшего. Переломы нижних конечностей (n=43) у всех пострадавших преобладали над переломами других локализаций. Травма коленного сустава наблюдалась в 18 случаях, травма проксимального эпифиза большеберцовой кости ― в 14.
Заключение. Для самокатной травмы характерна тенденция к росту, при этом в тёплых регионах нашей страны такие инциденты имеют круглогодичную распространённость с преобладанием в летние месяцы, когда наблюдается большой приток отдыхающих. Чаще других происшествий отмечаются падения с электросамокатов, при которых диагностируют травмы нижних конечностей, в том числе с внутрисуставными переломами мыщелков большеберцовых костей.
Ключевые слова
Полный текст
Обоснование
Электросамокаты как одна из категорий средств индивидуальной мобильности приобрели у населения городов особую популярность, в связи с чем предсказуемо выросло и число дорожно-транспортных происшествий с их участием. Так, в 2019 году официально зарегистрировано 142 дорожно-транспортных происшествия с участием средств индивидуальной мобильности, в 2021 году этот показатель увеличился почти в 5 раз [1]. Тенденция к росту числа различных травм при использовании электросамоката отмечена целым рядом зарубежных исследователей [2–8]. Как сообщает E.M. Boudiab с соавт. [9], ежегодный прирост черепно-лицевых травм за период с 2010 по 2019 год составил 27,5%. По мнению авторов, самокатной травме чаще подвержены лица мужского пола трудоспособного (от 20 до 40 лет) возраста [10–12].
В англоязычной литературе имеются неоднозначные сведения по поводу локализаций, характера и объёма травм, полученных в условиях самокатной травмы. Так, например, некоторые группы авторов считают самой травмоуязвимой верхнюю конечность [12–14], другие упоминают в своих работах особую уязвимость лучевой кости [10, 15]. Имеются сообщения о преобладании травм головы и лица [3, 16, 17], а также травм нижних конечностей [18]. Мы заметили, что этот вид транспортной травмы не изучался исследователями в судебно-медицинском аспекте. Авторы не делают особых акцентов на детализации механизма травмы в зависимости от обстоятельств происшествий и категории участников дорожного движения.
В доступной отечественной литературе имеются единичные работы, посвящённые изучению самокатной травмы [19, 20]. Исследование такого вида травматизма с позиций судебно-медицинской практики является весьма актуальным на сегодняшний день.
Цель исследования — изучение некоторых эпидемиологических сведений, а также характера скелетных повреждений у пострадавших в условиях несмертельной самокатной травмы.
Материалы и методы
Дизайн исследования
Проведено обсервационное одноцентровое ретроспективное выборочное неконтролируемое исследование.
В исследование включены все случаи госпитализации пациентов в ГБУЗ «Краевая больница № 4» (Сочи, Адлерский район) в период с 2020 по 2021 год, в которых пациенты получили травму, связанную с использованием электросамоката, скейтборда и роликовых коньков (n=83). С учётом принятых изменений в действующее законодательство1, мы исключили из исследования случаи падения с роликовых коньков (n=1), а также с немоторизованных скейтбордов (n=4). Таким образом, наше исследование состояло только из инцидентов с участием электросамокатов (n=78). Случаев детского травматизма (лиц младше 18 лет), как и смертельных происшествий, в нашей выборке не имелось.
Методы изучения данных
По каждому случаю нами изучались демографические данные (пол, возраст), некоторые эпидемиологические сведения, включая точное время травмы, время года, а также продолжительность койко-дней.
Распределение травм в течение суток включало 4 временных интервала: утро (06:00–12:00), день (12:00–18:00), вечер (18:00–00:00), ночь (00:00–06:00).
Места аварий разделялись нами на проезжую часть и тротуары.
Случаи, где точное время и/или место травмы не было указано, определены как «неизвестно».
Кроме этого, нами были изучены обстоятельства получения травмы (падения, столкновение с другим транспортом, столкновение с пешеходом) и категорий участников инцидентов (травма водителя самоката, травма пешехода).
Выводы о травмоуязвимости частей тела при самокатной травме делались в зависимости от травмируемых анатомо-функциональных частей тела (голова, туловище, верхние и нижние конечности). Телесные повреждения были разделены на наружные повреждения, повреждения связочного аппарата (подвывихи, разрывы), переломы костей (открытые/закрытые, внутрисуставные/ внесуставные) и повреждения внутренних органов.
Статистический анализ
Данные заносились и подготавливались в программе Microsoft Excel (Microsoft corp., США). Анализ был произведён с использованием программы IBM SPSS Statistics v. 23 (IBM corp., США). Проверка статистических гипотез о нормальности распределения проводилась графическим методом. Совокупность данных исследовалась с использованием медианы, интерквартильного диапазона (Me [Q1–Q2]). Для анализа таблиц сопряжённости использовали хи-квадрат Пирсона (χ2-тест). Различия считались статистически значимыми при уровне значимости р <0,05.
Результаты
Основные результаты исследования
За исследуемый период в ГБУЗ «Краевая больница № 4» Адлерского района г. Сочи по поводу различных травм поступил 1631 пациент, из них 78 пострадали в условиях самокатной травмы. В 2020 году 28 из 886 случаев травмы были с участием самокатов, в 2021 году — 50 из 745. Таким образом, отмечается рост числа случаев самокатной травмы (p <0,001).
Распределение по полу было приблизительно одинаковым — 40 мужчин и 38 женщин.
Медианный возраст пострадавших составил 36 [30–45, 8] лет.
Чаще травмы получали лица в возрасте 20–29 (n=28) и 30–39 (n=21) лет.
Продолжительность лечения лиц, пострадавших в условиях самокатных травм, составила 9 [6–12] койко-дней.
Наиболее часто травмирование происходило в летние месяцы (10 случаев в июле, 16 — в августе) и ранней осенью (9 случаев в сентябре). Зафиксированы также случаи травматизма в зимнее время года (n=10).
В 36 случаях медицинские документы не содержали сведений о времени происшествия. Почти одинаково часто самокатная травма встречалась в дневное (n=17) и вечернее время (n=18). В утренние часы произошло 4 происшествия, ночью — 3.
Падения с самоката происходили значительно чаще (n=73), тогда как столкновение с пешеходами (n=3) и столкновение с автомобилем (n=2) были очень редкими.
В 60 случаях сведения о месте происшествия отсутствовали, в остальных случаях травмы происходили на тротуаре (n=14) и проезжей части (n=4).
Изолированная травма одной области тела имела место в 70 случаях, у 8 пациентов травма была сочетанной.
Наружные повреждения зафиксированы у 19 пациентов. Наиболее часто встречались повреждения мягких тканей в виде кровоподтёков (n=11), ран (n=8), ссадин (n=2). Повреждения мягких тканей на нижних конечностях встречались чаще (n=13), чем на остальных частях тела, однако эти отличия статистически незначимы (χ2=0,503; p=0,479). Распределение характера повреждений отражено на рис. 1.
Рис. 1. Травмоуязвимость частей тела водителя электросамоката при самокатной травме.
Травма связочного аппарата на уровне верхних и нижних конечностей обнаруживалась у пострадавших самокатчиков в 18 случаях.
У 73 пациентов имелись переломы костей, из них у 4 переломы были локализованы в разных частях тела. Преобладал закрытый характер переломов (n=67). Частота переломов костей отличалась в зависимости от локализации (p <0,001), при этом переломы костей нижних конечностей (у всех пострадавших — как самокатчиков, так и пешеходов) наблюдались наиболее часто (n=43; p=000,4), верхних конечностей — в 27 случаях, туловища и таза — в 6, головы — в 1.
У самокатчиков при падениях кровоподтёки на нижних конечностях обнаруживались чаще (n=8), чем на верхних конечностях (n=3). Кровоподтёки располагались чаще на уровне стопы и голеностопного сустава (n=5), реже — на уровне голени (n=2) и лишь в одном случае — на уровне коленного сустава.
Раны у самокатчиков также чаще формировались на нижних конечностях (n=6): на уровне голени — в 5 случаях, на уровне коленного сустава — в 1.
Повреждения связочного аппарата встретились только при этом виде происшествий. Подвывих или вывих стопы был диагностирован у 8 пострадавших. Далее по частоте шли разрывы акромиально-ключичного сочленения (n=4) и связок коленного сустава (n=3), вывих костей предплечья (n=2) и пальца кисти (n=1).
Скелетная травма верхних конечностей у самокатчиков при падении имела место в 26 случаях. Из числа переломов верхних конечностей 10 пришлось на кости предплечья, при этом одинаково часто лучевая кость была повреждена на уровне проксимального (n=5) и дистального (n=5) эпифизов. Обе кости сразу были повреждены в 3 случаях. У лиц, управляющих самокатами, обнаруживались также переломы ключицы (n=7), плечевой кости (n=6), кисти (n=4). Общая частота встречаемости переломов всех пострадавших в условиях самокатных травм представлена на рис. 2.
Рис. 2. Распространённость переломов и их локализация в происшествиях с участием электросамокатов.
Переломы костей голени при падении имели место в 33 случаях, при этом большеберцовая кость страдала наиболее часто (n=28). При падении у самокатчиков наблюдались переломы всех сегментов костей голени, однако переломы так называемого плато большеберцовой кости (рис. 3) наблюдались в половине случаев её переломов (n=14). Такие переломы были закрытыми, оскольчатыми (или многооскольчатыми), вдавленными, локализовались на одном (наружном, внутреннем) либо обоих мыщелках кости, а наружные повреждения в их проекции отсутствовали.
Рис. 3. Компьютерная томография коленного сустава, выполненная пострадавшему после падения с электросамоката: а ― стрелками обозначена локализация многооскольчатого перелома мыщелка большеберцовой кости; b (3d-реконструкция) ― стрелками обозначена локализация оскольчатого перелома на уровне плато (мыщелка) большеберцовой кости.
В одном случае падение с электросамоката сопровождалось тяжёлой открытой черепно-мозговой травмой с формированием перелома костей свода и основания черепа, подоболочечными кровоизлияниями (субдуральной гематомой, субарахноидальным кровоизлиянием) и ушибом вещества головного мозга.
Травма грудной клетки при падениях во всех случаях включала в себя переломы рёбер (n=5), которые, как правило, были множественными (два и более ребра), односторонними. В одном из таких случаев травма грудной клетки сопровождалась ушибом лёгких.
При столкновениях движущегося самоката с пешеходами травмы сопровождались переломами лобковой кости (n=1), шейки бедренной кости (n=1) и головчатого возвышения плечевой кости (n=1). Наружных повреждений, как и травм связочного аппарата, при таком виде дорожных инцидентов не формировалось.
При столкновениях электросамокатов и движущихся автомобилей (n=2) у обоих пострадавших формировались диафизарные переломы двух костей голени на одном уровне — средней трети. В одном из них в проекции перелома на передней поверхности голени имелась ушибленная рана. При изучении рентгенограмм костей голени в боковой проекции у 21-летнего пострадавшего, управлявшего электросамокатом, был обнаружен осколок большеберцовой кости, имеющий треугольную форму (так называемый треугольник Мессерера; рис. 4), который считается характерным признаком при столкновении движущихся автомобилей с пешеходами. При изучении характера переломов при падениях с самокатов таких особенностей не наблюдалось.
Рис. 4. Рентгенография костей правой голени (в боковой проекции) пострадавшего водителя электросамоката при столкновении с движущимся автомобилем. Стрелкой показан характерный отломок треугольной формы.
Обсуждение
Проведённое исследование показало, что травматизм с участием самокатов имеет тенденцию к росту. В 2021 году число госпитализированных пострадавших превысило этот показатель в 2020 году более чем в 1,7 раза.
В половом соотношении пострадавшие были распределены почти одинаково — 40 мужчин и 38 женщин, что не согласуется с данными других исследований, в которых частота травм у лиц мужского пола преобладает, достигая 60–72,5%, а у лиц женского пола составляет 27–40% [8, 13, 21, 22]. В этих же работах сообщается, что самокатные травмы приходятся на трудоспособный возраст населения — преимущественно от 20 до 40 лет. Наши данные по возрастным характеристикам не противоречат этим сведениям. Лица в возрасте от 30 до 39 лет получали повреждения наиболее часто. В нашей работе случаев детского травматизма не зафиксировано, тогда как другие авторы сообщают о важности этой проблемы [11, 22, 23]. Мы планируем внимательно следить за случаями травматизма среди детей.
Для травм с участием электросамокатов характерна определённая сезонность с преобладанием случаев в летнее время года (июль, август), что согласуется с данными других авторов [10, 13, 14]. На наш взгляд, это обусловлено наибольшим притоком людей в курортные города именно в это время года. Круглогодичная встречаемость дорожных инцидентов на нашем материале объяснима относительно тёплым климатом в южном регионе и возможностью использования арендуемых самокатов в качестве транспортных средств.
Наиболее частым видом происшествий с участием электросамокатов являются падения с образованием переломов.
M. Nellamattathil и I. Amber [24] относят самокатную травму к так называемым высокоэнергетическим, что связано с большим числом переломов у пациентов. Скелетная травма нижних конечностей, по нашим данным, встречалась чаще, чем переломы верхних конечностей. В исследовании L.J. Mayhew и C. Bergin [25] переломы верхней конечности составили 16 случаев из 63. Как сообщают T.K. Trivedi с соавт. [8], у водителей электросамокатов переломы дистальных отделов верхних конечностей составили 13,2% из 228. На нашем материале, лучевая кость верхней конечности у водителей самокатов повреждалась чаще других (n=10), половина переломов локализовалась на уровне головки лучевой кости (n=5). C.R. Ishmael с соавт. [18] упоминали о 9 из 73 случаев переломов плато большеберцовой кости, 6 случаях диафизарных переломов костей голени, 5 случаях переломов шейки бедренной кости. Мы установили, что внутрисуставные переломы на уровне коленного сустава (в зоне расположения плато большеберцовой кости) пострадавшие получают чаще, чем переломы другой локализации, однако значимость этих различий мы планируем исследовать в дальнейшем.
В доступной литературе имеется большое число работ, авторы которых считают голову наиболее травмоуязвимой частью тела [3, 16, 17]: на её долю приходится около 40% травм различного характера [8, 13]. По нашим данным, тяжёлая травма головы (с переломами костей свода и основания черепа, подоболочечными кровоизлияниями и ушибом мозга) была обнаружена лишь в одном случае. Это можно объяснить тем, что наш материал составляли случаи лиц, поступивших в травматологическое отделение, а не в отделение нейрохирургии, что можно считать ограничением нашей работы. Для изучения морфологических особенностей вида и характера повреждений головы мы планируем продолжить исследование. Также ограничением работы можно считать небольшое число столкновений движущихся электросамокатов с пешеходами, что не позволило выявить какие-либо особенности механогенеза у этой категории участников дорожного движения.
Учитывая, что самокатную травму, по мнению некоторых авторов, можно отнести к высокоэнергетическим, мы полагаем важным сравнить характеристики некоторых видов травм. Так, для падения с высоты характерны преобладание повреждений внутренних органов и костей скелета над наружными повреждениями, односторонность наружных повреждений, симметричность внутренних повреждений, наличие признаков сотрясения. При автомобильной травме встречаются отпечатки протектора, радиатора, бампер-переломы, множественные двусторонние «двойные» и «тройные» переломы рёбер, множественные обширные повреждения внутренних органов. Мы обнаружили, что при самокатной травме переломы костей носят, как правило, изолированный характер и преобладают над наружными повреждениями. Однако для самокатной травмы в условиях столкновения с движущимся автомобилем имеются схожие диагностические критерии: например, диафизарные переломы костей голени с формированием осколка треугольной формы. Для мотоциклетной травмы характерны полосовидные, продольно расположенные ссадины, локализация повреждений мягких тканей в области лица, передней и переднебоковой поверхности грудной клетки, одиночные односторонние переломы рёбер, редкость повреждений внутренних органов. При падении с мототранспорта у водителя могут обнаруживаться травма наружных половых органов в виде ссадин и кровоподтёков, наружных повреждений на внутренних поверхностях нижних конечностей, отсутствие переломов костей таза и нижних конечностей [26]. У самокатчиков при падении травм наружных половых органов нам не встретилось ввиду их вертикального расположения на деке электросамоката (площадка для ног), что можно считать значимым различием. В наблюдениях А.В. Пермякова [27] у мотоводителей при несмертельных падениях не возникало переломов плечевой кости, костей предплечья, кисти. В отличие от мотоциклистов, самокатчики при падении часто травмируют кости нижних и верхних конечностей, в особенности большеберцовую и лучевую кости. Сходством самокатной и мотоциклетной травм у водителей при падениях можно считать редкость формирования повреждений внутренних органов.
Настоящее исследование не позволяет однозначно ответить на вопрос, касающийся диагностики самокатной травмы. Решение проблемы требует дальнейшего изучения этого вида травматизма.
Заключение
Травматизм с использованием электросамокатов в качестве средства индивидуальной мобильности неуклонно возрастает. Для самокатной травмы в тёплом регионе характерна круглогодичная встречаемость с преобладанием подобных инцидентов в летние месяцы, что обусловлено конструкционными особенностями этого двухколёсного наземного транспорта и активным приростом отдыхающих в тёплые месяцы (лето, ранняя осень).
Одним из основных видов самокатной травмы являются падения с формированием переломов у лиц, управлявших транспортным средством. Скелетная травма нижних конечностей встречается чаще переломов других локализаций, а самой травмоуязвимой костью в инцидентах с участием самокатов является большеберцовая кость с образованием внутрисуставных переломов.
Большую помощь врачам — судебно-медицинским экспертам в диагностике повреждений может оказать тщательное изучение рентгенограмм, а в некоторых случаях и компьютерных томограмм.
Дополнительная информация
Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.
Вклад авторов. Все авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией). Наибольший вклад распределён следующим образом: М.С. Съедин — концепция и дизайн исследования, сбор данных, статистический анализ, анализ и интерпретация данных, написание черновика рукописи, научное редактирование рукописи; С.С. Плис — анализ и интерпретация данных, написание черновика рукописи, научное редактирование рукописи; А.В. Максимов,
В.А. Клевно , А.А. Плащинский — научное редактирование рукописи.
Additional information
Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.
Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.
Authors’ contribution. All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work. M.S. Siedin — study concept and design, data collection, draftig of the manuscript, statistical analysis, critical revition of the manuscript for important intellectual content; S.S. Plis — data analysis and interpretation, drafting of the manuscript, scientific revision of the manuscript; A.V. Maksimov,
V.A. Klevno , A.A. Plashchinskiy — critical revition of the manuscript for important intellectual content.
1 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» (с изменениями, внесёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 октября 2022 года № 1769 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»). Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405298117/.
Об авторах
Максим Сергеевич Съедин
Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского; Бюро судебно-медицинской экспертизы
Автор, ответственный за переписку.
Email: dablV1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4724-4008
SPIN-код: 9483-6751
Россия, Москва; Курск
Семён Сергеевич Плис
Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского; Институт судебной медицины и патологии
Email: SSPlis.work@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0232-0425
SPIN-код: 4347-1925
Россия, Москва; Москва
Владимир Александрович Клевно
Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского
Email: dablV1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5693-4054
SPIN-код: 2015-6548
д-р мед. наук, профессор
Россия, МоскваАлександр Викторович Максимов
Московский областной научно-исследовательский клинический институт имени М.Ф. Владимирского; Государственный университет просвещения
Email: mcsim2002@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1936-4448
SPIN-код: 3134-8457
д-р мед. наук, профессор
Россия, Москва; МытищиАлександр Александрович Плащинский
Краевая больница № 4
Email: pla-alex@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9992-1867
SPIN-код: 5722-7014
канд. мед. наук
Россия, СочиСписок литературы
- Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2021 год. Информационно-аналитический обзор. Москва: НЦ БДД МВД России, 2022. 126 с.
- Beck S., Barker L., Chan A., Stanbridge S. Emergency department impact following the introduction of an electric scooter sharing service // Emerg Med Australas. 2020. Vol. 32, N 3. P. 409–415. doi: 10.1111/1742-6723.13419
- Blomberg S.N., Rosenkrantz O.C., Lippert F., Collatz Christensen H. Injury from electric scooters in Copenhagen: A retrospective cohort study // BMJ Open. 2019. Vol. 22, N 12. P. e033988. doi: 10.1136/bmjopen-2019-033988
- Bresler A.Y., Hanba C., Svider P., et al. Craniofacial injuries related to motorized scooter use: A rising epidemic // Am J Otolaryngol. 2019. Vol. 40, N 5. P. 662–666. doi: 10.1016/j.amjoto.2019.05.023
- Farley K.X., Aizpuru M., Wilson J.B., et al. Estimated incidence of electric scooter injuries in the US From 2014 to 2019 // JAMA Network Open. 2020. Vol. 8, N 3. P. e2014500. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2020.14500
- Liew Y.K., Wee C.P., Pek J.H. New peril on our roads: A retrospective study of electric scooter-related injuries // Singapore Med J. 2020. Vol. 61, N 2. P. 92–95. doi: 10.11622/smedj.2019083
- Lin S., Goldman S., Peleg K., Levin L.; With support of the Israel Trauma Group. Dental and maxillofacial injuries associated with electric-powered bikes and scooters in Israel: A report for 2014–2019 // Dent Traumatol. 2020. Vol. 36, N 5. P. 533–537. doi: 10.1111/edt.12562
- Trivedi T.K., Liu C., Antonio A.L., et al. Injuries associated with standing electric scooter use // JAMA Netw Open. 2019. Vol. 4, N 1. P. e187381. doi: 10.1001/jamanetworkopen.2018.7381
- Boudiab E.M., Zaikos T.D., Issa C., et al. Trends in craniofacial injuries associated with the introduction of electric scooter sharing services // FACE. 2021. Vol. 1, N 2. P. 89–93. doi: 10.1177/2732501621992441
- Coelho A., Feito P., Corominas L., et al. Electric scooter-related injuries: A new epidemic in orthopedics // J Clin Med. 2021. Vol. 10, N 15. P. 3283. doi: 10.3390/jcm10153283
- Genc Yavuz B., Zengin Temel T., Satilmis D., et al. Analysis of electric scooter injuries admitted to the emergency service // Ir J Med Sci. 2022. Vol. 191, N 2. P. 915–918. EDN: JAUHEI doi: 10.1007/s11845-021-02628-w
- Vasara H., Toppari L., Harjola V.P., et al. Characteristics and costs of electric scooter injuries in Helsinki: A retrospective cohort study // Scand J Trauma Resusc Emerg Med. 2022. Vol. 30, N 1. P. 57. EDN: WGSHOW doi: 10.1186/s13049-022-01042-0
- Moftakhar T., Wanzel M., Vojcsik A., et al. Incidence and severity of electric scooter related injuries after introduction of an urban rental programme in Vienna: A retrospective multicentre study // Arch Orthop Trauma Surg. 2021. Vol. 141, N 7. P. 1207–1213. doi: 10.1007/s00402-020-03589-y
- Störmann P., Klug A., Nau C., et al. Characteristics and injury patterns in electric-scooter related accidents: A prospective two-center report from Germany // J Clin Med. 2020. Vol. 9, N 5. P. 1569. doi: 10.3390/jcm9051569
- Bloom M.B., Noorzad A., Lin C., et al. Standing electric scooter injuries: Impact on a community // Am J Surg. 2021. Vol. 221, N 1. P. 227–232. doi: 10.1016/j.amjsurg.2020.07.020
- Dhillon N.K., Juillard C., Barmparas G., et al. Electric scooter injury in southern California trauma centers // J Am Coll Surg. 2020. Vol. 231, N 1. P. 133–138. doi: 10.1016/j.jamcollsurg.2020.02.047
- Kim M., Suh D., Lee J.B., et al. Characteristics of injuries associated with electric personal mobility devices: A nationwide cross-sectional study in South Korea // J Trauma Injury. 2021. Vol. 35, N 1. P. 3–11. EDN: YGQIMZ doi: 10.20408/jti.2021.0044
- Ishmael C.R., Hsiue P.P., Zoller S.D., et al. An early look at operative orthopaedic injuries associated with electric scooter accidents: Bringing high-energy trauma to a wider audience // J Bone Joint Surg Am. 2020. Vol. 102, N 5. P. e18. doi: 10.2106/JBJS.19.00390
- Съедин М.С., Плис С.С., Клевно В.А. Электросамокаты и ассоциированный травматизм: судебно-медицинские аспекты // Судебная медицина. 2022. Т. 8, № 4. С. 77–88. EDN: EBYORW doi: 10.17816/fm758
- Съедин М.С., Плис С.С., Клевно В.А. Смертельный наезд электросамоката на пешехода: случай из практики // Судебная медицина. 2023. Т. 9, № 3. С. 319–327. EDN: OVHXRI doi: 10.17816/fm7513
- Aizpuru M., Farley K.X., Rojas J.C., et al. Motorized scooter injuries in the era of scooter-shares: A review of the national electronic surveillance system // Am J Emerg Med. 2019. Vol. 37, N 6. P. 1133–1138. doi: 10.1016/j.ajem.2019.03.049.5
- İğrek S., Ulusoy İ. E-scooter-related orthopedic injuries and the treatments applied. Are these a new means of transportation or a new cause of trauma? // BMC Emerg Med. 2023. Vol. 23, N 1. P. 110. EDN: NZRSHP doi: 10.1186/s12873-023-00873-z
- Cruz N.D., Morgan C., Morgan R.V., et al. Injury patterns of e-scooter-related orthopaedic trauma in central London: A multicentre study // Ann R Coll Surg Engl. 2022. Vol. 104, N 3. P. 187–194. EDN: PNCOZQ doi: 10.1308/rcsann.2021.0151
- Nellamattathil M., Amber I. An evaluation of scooter injury and injury patterns following widespread adoption of E-scooters in a major metropolitan area // Clin Imaging. 2020. Vol. 60, N 2. P. 200–203. doi: 10.1016/j.clinimag.2019.12.012
- Mayhew L.J., Bergin C. Impact of e-scooter injuries on emergency department imaging // J Med Imaging Radiat Oncol. 2019. Vol. 63, N 4. P. 461–466. doi: 10.1111/1754-9485.12889
- Тагаев Н.Н. Судебно-медицинская оценка повреждений для установления механизмов смертельной мотоциклетной травмы: Автореф. дис. … канд. мед. наук: 14.00.24. Место защиты: Киев. гос. ин-т усоверш. врачей. Киев, 1982. 20 с.
- Пермяков А.В. Судебно-медицинская экспертиза мотоциклетной травмы: Автореф. дис. … канд. мед. наук. Место защиты: Ленингр. гос. ордена Ленина ин-т усовершенствования врачей им. С.М. Кирова. Ленинград, 1963. 20 с.