PEDESTRIAN ELECTRIC SCOOTER FATALITY: CASE OF EXPERT PRACTICE



Cite item

Full Text

Open Access Open Access
Restricted Access Access granted
Restricted Access Subscription or Fee Access

Abstract

Relevance:  Electric scooters are one of the most popular categories of means of individual mobility. The active use of this two-wheeled transport on sidewalks and public roads naturally affects the number of road "incidents," including fatal ones. There is no information about the damage resulting from the collision of electric scooters with pedestrians, and the question of the most "traumatic" parts of the human body with such injuries remains open today. Case presentation: Gr-n A., 75, suffered a fatal brain injury when he was run over by a face driving an electric scooter. He was hospitalized in a medical institution, where he subsequently died. During the autopsy, changes were found to allow us to speak about the exact mechanism of their formation in conditions of scooter injury. Conclusion: According to the literature, injuries associated with the participation of electric scooters occur mainly when falling with the formation of fractures of the bones of the upper and lower extremities. According to various authors, torso injury is extremely rare, and the nature of damage and the category of victims in the studies, as a rule, are not detailed. This case confirms the possibility of forming primary and secondary contact injuries to various parts of the body of a pedestrian. In addition, the case allows you to think about the possibility of identifying the means of individual mobility by the presence of a steering wheel.

Full Text

Обоснование

Активное применение электросамокатов в качестве транспортных средств сопровождается увеличением числа дорожных происшествий с их участием и формированием разнообразных повреждений. Пострадавшими могут быть абсолютно любые участники дорожного движения – водители, пассажиры, велосипедисты, а также пешеходы. Последние особенно подвержены риску наезда на них самокатов, так как водители этого двухколёсного наземного транспорта активно используют тротуары для передвижения.

Первый смертельный дорожный инцидент с участием электросамоката в Российской Федерации был зафиксирован в июле 2018 года. В результате наезда электросамоката на 88-летнего пешехода последний погиб на месте происшествия[13]. Однако, с того времени популярность этого вида транспорта значительно возросла, а вместе с ней и стремительно выросло количество случаев со смертельным исходом. Так, в 2019 году в происшествиях с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) погибли 4 человека, в 2020 – 6, а уже в 2021 погибло 20 человек, в том числе 1 несовершеннолетний в возрасте до 16 лет[1].

О травме пешеходов, которые получили повреждения в происшествиях с участием электросамокатов, упоминается в зарубежных исследованиях [7, 16, 18]. Несмотря на то, что в структуре травматизма с участием самокатов, травма пешехода встречается редко, по нашему мнению, такой вид происшествий недооценён и должен быть более тщательно исследован в научном плане, так как подразумевает развитие юридических проблем.

Как сообщают Tan A.L. и др., одним из факторов, влияющих на тяжесть повреждений в самокатных происшествиях, может быть возраст[14]. Одни авторы считают, что среди пострадавших при самокатной травме пешеходов преобладают лица от 41 года и старше [16], другие – от 65 лет и старше [6]. По мнению Moftakhar T., тяжесть полученных повреждений прямо пропорционально связана с возрастом[8].

Как сообщает новостное издание Великобритании The Sun (2021), по результатам проведенных краш-тестов с участием электросамокатов смертельный исход может наступить в результате наезда на пешехода со скоростью около 25 км/ч. При первичном ударе в момент наезда самоката на пешехода у последнего вероятность получения травм средней тяжести составляет 30%. Однако, если после первичного контакта произошло падение с последующей травматизацией головы, то вероятность смертельной травмы составляет 90%[21]. Так, например, в исследовании Bauer F. упоминается о двух смертельных случаях от черепно-мозговой травмы из 61 пострадавшего[5].

Анализируя многочисленные работы по травматизму с участием электросамокатов, можно сделать вывод, что сведения о травмоуязвимых частях тела противоречивы и неоднозначны. В одних источниках самой травмируемой областью при самокатной травме является голова, на долю которой приходится от 26 до 58% от всех травм, о чём свидетельствуют соответствующие исследования, проведенные врачами различных специальностей (рентгенологами, травматологами, нейрохирургами и т.д.)[9, 11, 15, 20]. Некоторые авторы высказываются о преобладании повреждений верхних и нижних конечностей. Так, в работе Yahya B. с соавт. травма этих частей тела составила 55,8% и 49,4% соответственно из 1234 случаев[19], а по данным 34-х исследований, отобранных P.Singh с соавт. - 33,5% и 18,6% из 5705 пациентов[12]. Травма туловища в случаях самокатных происшествий встречается не часто. Как сообщают Sheikh с соавт., в период за 2019-2020 года из 1272 случаев лишь у 23 пациентов были выявлены повреждения груди, живота и таза[10]. В своём исследовании авторы не детализируют вид и характер повреждений туловища. По данным, которые приводит Vasara H. и др., из 446 самокатных травм поверхностная травма туловища встретилась в 3,8% случаев, переломы рёбер – в 1,3%, ушибы внутренних органов – в 0,7%[18].

В судебно-медицинской литературе нам не встретилось описание случаев смертельного наезда самоката на пешехода. На сегодняшний день сведения о виде, объёме и других морфометрических характеристиках повреждений при таких травмах отсутствуют.

Ниже приведён случай из практики, где в результате смертельного наезда самоката на пешехода у последнего были обнаружены первично-контактные повреждения на туловище, а также вторично-контактные повреждения, локализующиеся на голове и возникшие по инерционному механизму травмы.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Обстоятельства травмы. В ночное время около 01:00 летом (в августе) на пешеходной дорожке водитель, управлявший прокатным электросамокатом (Okai ES 100), совершил наезд на пешехода гр-на А., 75 лет. Удар частями самоката пришёлся на переднюю поверхность туловища, после чего пешеход упал на спину и ударился головой.

Данные медицинских документов. С места происшествия бригадой скорой медицинской помощи гр-н А., 75 лет, доставлен в нейрохирургическое отделение лечебного учреждения с диагнозом «Закрытая черепно-мозговая травма. Сотрясение головного мозга». В момент травмы терял сознание (приблизительно на 15 минут). После травмы тошноты, рвоты не было, перестал разговаривать.

При поступлении была выполнена компьютерная томография (далее КТ) головного мозга, по заключению которой было выявлено: Y-образный перелом правой теменной и затылочной костей с переходом на заднюю черепную ямку и пирамиду правого сосцевидного отростка, с наличием в ячейках патологического содержимого; в левой лобной доле, в правой височной и затылочных долях определяются контузионные очаги 2-го типа, диаметром до 15 мм; субдуральная гематома над левой лобной областью шириной до 8 мм, с наличием крови по бороздам. При проведении КТ позвоночника, грудной клетки, таза повреждений установлено не было.

Был сформулирован диагноз: «Основной: Открытая черепно-мозговая травма. Открытый перелом свода и основания черепа с ушибом головного мозга тяжёлой степени. Острая субдуральная гематома левой лобной области. Травматическое субарахноидальное кровоизлияние. Осложнения: отёк головного мозга.».

Учитывая тяжёлое состояние пациента к моменту поступления, угнетение сознания, он был переведён в отделение реанимации. В связи с отрицательной динамикой – уровень сознания сопор (9 баллов по Шкале Глазго), ЧДД – 28 в минуту, сатурация – 84%, АД – 184/86 мм рт.ст., в 04:40 пациент переведён на ИВЛ. Несмотря на проводимую интенсивную терапию состояние пациента прогрессивно ухудшалось и спустя 6 часов после травмы наступила биологическая смерть.

Результаты судебно-медицинского исследования. При наружном осмотре трупа были зафиксированы следующие телесные повреждения: ссадина затылочной области неправильно-овальной формы, размером 3,8х3 см с подсохшим красным дном ниже уровня окружающей кожи (см. Рис. №1а); кровоподтёк в области правого локтя, на фоне которого имеются две ссадины; кровоподтёк на задне-внутренней поверхности левого плеча в нижней трети, на верхнем веке левого глаза; ссадина на тыльной поверхности правого предплечья на фоне кровоподтёка; кровоподтёк «T» - образной формы на передней поверхности грудной клетки в нижней трети и на передней поверхности живота в верхней трети тотчас справа от условной срединной линии, размерами 8х7,6 см, на фоне которого в проекции правой рёберной дуги имеется осаднение неправильно-овальной формы, размерами 5х1 см, с подсохшим красно-бурым дном ниже уровня окружающей кожи (см. Рисунок №1б); кровоподтёк в области правого голеностопного сустава по наружной поверхности сине-багрового цвета неправильно-овальной формы, размером 5х6 см.

При исследовании полости черепа обращало на себя внимание следующее:

-в мягких тканях головы справа сочные кровоизлияния овальной формы тёмно-красного цвета, распространяющиеся на затылочную, правую теменную и правую височную области, размерами около 9,5х8,6 см (см. Рис. №2а). 

- на костях черепа подтвердилось наличие и характер линий перелома, обнаруженного при проведении КТ (см Рис. №2а).

- под мягкими мозговыми оболочками кровоизлияния тёмно-красного цвета: по конвекситальной поверхности правого полушария в затылочной доле справа, размерами 6,5х4,0 см, с распространением на теменную долю; на всём протяжении лобной и височной долей левого полушария (размерами 17х11 см) с распространением на базальную поверхность (размерами 11х8 см). На остальном протяжении мозг отёчный, набухший, извилины и борозды резко сглажены, полушария симметричны (см. Рис. №2б).

- в толще левой лобной доли в области полюса обнаружены ушибы коры мозга размерами около 1,4 см в диаметре с разрушением вещества мозга и образованием полости, заполненной свёртков крови тёмно-красного цвета.

- в полостях желудочков небольшое количество кровянистой жидкости красного цвета; в левом боковом желудочке располагается очаг ушиба-размозжения головного мозга, размером 3х3 см, тёмно-красного цвета.

- определяются полосы от давления краем сагиттального синуса, намёта мозжечка, большого затылочного отверстия на поверхности полушарий мозжечка и на оливах продолговатого мозга

Кроме этого, при вскрытии трупа было обнаружено кровоизлияние в правый купол диафрагмы в проекции 10,11 рёбер тёмно-красного цвета.  

При судебно-гистологическом исследовании кусочков головного мозга, а также кровоизлияний мягких тканей в проекции наружных повреждений давность изменений подтверждена.

ОБСУЖДЕНИЕ

Фазы формирования повреждений в случаях мотоциклетных травм на сегодняшний день известны, а критерии такого вида травмы разработаны. По мнению Н.Н. Тагаева, механогенез травмы у пешеходов, погибших при столкновении мотоцикла с пешеходов при первичном ударе ниже и вторичном ударе выше центра тяжести тела пешехода слагается из трёх фаз: 1 - удар частями мотоцикла (переднее колесо), 2 – удар о части мотоцикла и водителя мотоцикла, 3 – падение, удар и скольжение по дорожному покрытию[3]. В отчёте, опубликованном департаментом транспортных средств CESVIMAP в Испании (2021), приводятся результаты краш-тестов наездов самокатов на пешехода (ребёнка) и отмечаются схожие с мототравмой фазы[22].

В доступной литературе отсутствует описание повреждений, причинённых частями электрических самокатов пешеходам. Лишь в одной встретившейся нам работе Uluk D. с соавторами описали у водителей самокатов характерные ссадины на внутренней лодыжки, образующиеся от винта заднего колеса в момент отталкивания конечности от земли[17].

Анализ литературы показал, что травма туловища (груди и живота) при самокатной травме встречается крайне редко. Так, по данным Trivedi T. травма живота и груди составляют 9,6% и 9,2%[16]. Согласно результатам, полученных Yahya B. с соавт., травма груди наиболее часто встречалась в возрастной группе 18-29 лет и составила 42 случая (4,51%) из 1234 случаев. В более старших группах травма груди встречалась лишь в единичных случаях – 2 случая (3,03%) в группе 60-69 лет, 1 случай (1,89%) в группе 70-79 лет[19]. К сожалению, вышеуказанные авторы не описывают характер повреждений в своих работах.

В журнале «Forensic Science, Medicine and pathology», описывается случай сочетанной травмы тела (головы, грудной клетки, верхних и нижних конечностей). У пострадавшего 33-летнего мужчины на вскрытии была выявлена тяжёлая черепно-мозговая травма (перелом костей свода и основания черепа с субдуральной гематомой, субарахноидальным и внутрижелудочковым кровоизлиянием)[4]. Однако здесь имел место не наезд на пешехода, а другой вид травмы – столкновение с автомобилем.

В описанном нами случае смерть гр-на А, 75 лет наступила в результате открытой черепно-мозговой травмы, которая осложнилась развитием отёка-набухания головного мозга с вклинением стволовой части в большое затылочное отверстие. Этот комплекс повреждений образовался в результате однократного ударно-скользящего воздействия в затылочную область справа, тупого предмета, с преобладающей контактной поверхностью, в направлении сзади наперёд и несколько справа налево. Тип черепно-мозговой травмы можно охарактеризовать как инерционный, что подтверждается наличием точки приложения в затылочной области (зоны удара), а также зоны противоудара – субарахноидальные кровоизлияния и ушибы вещества мозга в полюсах лобной и височной долей.

Также мы полагаем, что падение в данном случае было обусловлено приданием телу ускорения за счёт травматического контакта с частями движущегося электросамоката. В пользу этого может свидетельствовать наличие кровоподтёка на уровне голеностопного сустава, а также характерных наружных телесных повреждений на туловище, а именно - «T» - образного кровоподтёка на передней поверхности грудной клетки в нижней трети и на передней поверхности живота в верхней трети, на фоне которого в проекции правой рёберной дуги имеется осаднение неправильно-овальной формы. Эти первично-контактные повреждения, на наш взгляд, образовались при травматическом воздействии конструкционных частей самоката. Выступающей частью электросамоката является переднее колесо, поэтому при наездах на пешеходов у последних могут формироваться повреждения нижних конечностей от удара колесом. В приводимом нами случае такое первично-контактное повреждение в виде кровоподтёка располагалось на уровне голеностопного сустава. Рулевая стойка и две рукоятки самоката располагаются перпендикулярно друг другу, сходятся у вершины рукоятки, как бы формируя букву «T». Поэтому форма кровоподтёка на туловище вполне может быть объяснима конструкционными особенностями самого руля самоката, а ссадина на фоне кровоподтёка, вероятно, является контактным повреждением одной из рукояток самоката. К сожалению, в рассматриваемом нами случае отсутствовала информация о расстоянии (в см) от нижних краёв повреждений до подошвенной поверхности стоп. При любых механических травмах, к которым следует относить и самокатную, проведение таких измерений является обязательным, а наличие данных об этих метрических показателях может повысить качество проводимых экспертиз подобного рода.

В.В. Донченко и В.А. Купавцев, предлагая классификацию СИМ, основываются на мощностных их характеристиках. По мнению авторов, средства, имеющие электрическую составляющую, можно разделять путём сравнения общей мощности (до 350 Вт, до 900 Вт, до 1200 Вт)[2]. Мы считаем, что классификации, основанные на мощностных характеристиках моделей СИМ, не применимы в судебной медицине. В практике судебно-медицинских экспертов принято разделять травмирующие предметы с учётом особенностей повреждений, которые могут быть причинены ими. На наш взгляд, для нужд экспертной практики можно разделять СИМ на рулевые и безрулевые.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В судебно-медицинской литературе описаны случаи смертельных наездов на пешеходов автомобилей, мотоциклов, даже велотранспортных средств, однако отсутствуют работы, посвящённые изучению морфометрических параметров повреждений у пешеходов, пострадавших от наездов на них самокатов. На сегодняшний день травматизм с участием электросамокатов неуклонно растёт. Речь идёт как о не смертельных, так и смертельных видах такого травматизма.

Приведенный нами случай иллюстрирует объём, характер, тяжесть инерционной черепно-мозговой травмы у пешехода. Кроме этого, случай уникален и тем, что в подобных ситуациях (в условиях наезда на пешехода самокатом) у пострадавших на туловище могут обнаруживаться контактные повреждения частями этой категории транспорта. Наличие подобных повреждений позволяет классифицировать средства индивидуальной мобильности ещё по одному признаку (наличию руля) – рулевые (самокаты) и безрулевые (моноколёса, гироскутеры).

×

About the authors

Maxim Sergeevich Siesin

Moscow Regional Research and Clinical Institute
OBUZ "Bureau of Forensic Medical Examination" of the Ministry of Health of the Kursk Region

Author for correspondence.
Email: dablV1@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4724-4008
SPIN-code: 9188-2988

forensic doctor, graduate student in the Department of Pathological Anatomy and Forensic Medicine

Russian Federation, Russia, 129110, Moscow, st. Shchepkina, d. 61/2, cor. 1 Russia, 305000, Kursk, 8 Seraphim Sarovsky Str.

Semyon Sergeyevich Plis

Institute of Forensic Medicine and Pathology

Email: SSPlis.work@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0232-0425
SPIN-code: 4347-1925

forensic doctor

Russian Federation, Russia, 111141, Moscow, Plekhanova str., 13

Vladimir Aleksandrovich Klevno

GBUZ MO "Moscow Regional Research Clinical Institute named after M.F. Vladimirsky"

Email: vladimir.klevno@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-5693-4054
SPIN-code: 2015-6548

Head of the Department of Pathological Anatomy and Forensic Medicine, Doctor of Medical Sciences, Professor

Russian Federation, Russia, 129110, Moscow, st. Shchepkina, d. 61/2, cor. 1

References

  1. Bakanov K.S., Lyakhov P.V., Loparev E.A. Road transport accident in the Russian Federation for 2021. Informational and analytical review. M.: PKU "NC BDD Ministry of Internal Affairs of Russia," 2022, 126 p.
  2. Donchenko V.V., Kupavtsev V.A. Donchenko, V.V. Analysis of the main classification systems of personal mobility equipment/V.V. Donchenko, V.A. Kupavtsev//Bulletin of the Siberian State Automobile and Road University. – 2021. - T. 18. – № 3(79). - S. 252-263. – doi: 10.26518/2071-7296-2021-18-3-252-263.
  3. Tagaev N, N. Forensic damage assessment to establish mechanisms for fatal motorcycle injury. Diss. Cand. - Kharkov, 1982. - 226 liters. 1982.
  4. Aulino G. [et al.]. A cranio-encephalic trauma due to electric-scooter accident: could the wearing of a helmet reduce this risk? // Forensic Science, Medicine and Pathology. 2022. № 3 (18). C. 264–268.
  5. Bauer F. [et al.]. Traumatic Injuries Associated With Standing Motorized Scooters // JAMA Network Open. 2020. № 3 (3). C. e201925.
  6. Blomberg S. N. F. [et al.]. Injury from electric scooters in Copenhagen: a retrospective cohort study // BMJ Open. 2019. № 12 (9). C. e033988.
  7. İğrek S., Ulusoy İ. In Review. E-scooter-related orthopedic injuries and the treatments applied. Are these a new means of transportation or a new cause of trauma? 2022.
  8. Moftakhar T. [et al.]. Incidence and severity of electric scooter related injuries after introduction of an urban rental programme in Vienna: a retrospective multicentre study // Archives of Orthopaedic and Trauma Surgery. 2021. № 7 (141). C. 1207–1213.
  9. Schlaff C. D. [et al.]. Early Experience with Electric Scooter Injuries Requiring Neurosurgical Evaluation in District of Columbia: A Case Series // World Neurosurgery. 2019. (132). C. 202–207.
  10. Sheikh M. [et al.]. Electric scooter related injuries in Calgary emergency departments // Canadian Journal of Emergency Medicine. 2022. № 7 (24). C. 735–741.
  11. Shiffler K. [et al.]. Intoxication is a Significant Risk Factor for Severe Craniomaxillofacial Injuries in Standing Electric Scooter Accidents // Journal of Oral and Maxillofacial Surgery. 2021. № 5 (79). C. 1084–1090.
  12. Singh P. [et al.]. The impact of e-scooter injuries: a systematic review of 34 studies // Bone & Joint Open. 2022. № 9 (3). C. 674–683.
  13. TOPNEWS Moskvich staged the world's first fatal road accident on a scooter. [Electronic resourse]. URL: https://www.topnews.ru/news_id_126679.html 2019.
  14. Trauma Coordinators and Trauma Service Representatives [et al.]. The price of personal mobility: burden of injury and mortality from personal mobility devices in Singapore - a nationwide cohort study // BMC Public Health. 2019. № 1 (19). C. 880.
  15. Trivedi B. [et al.]. Craniofacial Injuries Seen With the Introduction of Bicycle-Share Electric Scooters in an Urban Setting // Journal of Oral and Maxillofacial Surgery. 2019. № 11 (77). C. 2292–2297.
  16. Trivedi T. K. [et al.]. Injuries Associated With Standing Electric Scooter Use // JAMA Network Open. 2019. № 1 (2). C. e187381.
  17. Uluk D. [et al.]. E-scooter incidents in Berlin: an evaluation of risk factors and injury patterns // Emergency Medicine Journal. 2022. № 4 (39). C. 295–300.
  18. Vasara H. [et al.]. Characteristics and costs of electric scooter injuries in Helsinki: a retrospective cohort study // Scandinavian Journal of Trauma, Resuscitation and Emergency Medicine. 2022. № 1 (30). C. 57.
  19. Yahya B. H. [et al.]. Trends in the Incidence and Severity of Injuries Sustained by Riders of Electric Bikes and Powered Scooters: A Retrospective Cross-Sectional Study // Medicina. 2022. № 7 (58). C. 934.
  20. Yarmohammadi A. [et al.]. Characterization of Facial Trauma Associated with Standing Electric Scooter Injuries // Ophthalmology. 2020. № 7 (127). C. 988–990.
  21. Electric scooter can kill pedestrian at just 15.5 mph, crash test reveals [Electronic resourse]. URL: https://www.thesun.co.uk/news/16998521/electric-scooters-can-kill-pedestrians/ (date of application 07.06.2022).
  22. Pruebas de choque (crashtests) de patinetes eléctr.do_path=1109839

Copyright (c) Eco-Vector

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 60835 выдано 09.09.2021 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 – 59181 выдано 03.09.2014
г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies