Детская несмертельная дорожно-транспортная травма в г. Краснодаре за 2015-2019 годы
- Авторы: Ануприенко С.А.1, Пронь Е.С.1, Бармакова Ю.С.1, Породенко В.А.1
-
Учреждения:
- Кубанский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 7, № 1 (2021)
- Страницы: 10-20
- Раздел: Оригинальные исследования
- Дата подачи: 15.10.2020
- Дата принятия к публикации: 18.02.2021
- Дата публикации: 02.04.2021
- URL: https://for-medex.ru/jour/article/view/335
- DOI: https://doi.org/10.17816/fm335
- ID: 335
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Дорожно-транспортный травматизм на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в структуре механической травы в большинстве ведущих стран мира. Дети являются особенно уязвимыми лицами при авариях на дорогах вследствие их психоэмоциональных и анатомо-физиологических особенностей. Цель исследования — изучение эпидемиологических аспектов, особенностей повреждений с судебно-медицинской оценкой вреда здоровью у детей при различных видах дорожно-транспортных происшествий в г. Краснодаре. Материал и методы. Архивная медицинская документация отдела судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГБУЗ «Бюро СМЭ» Министерства здравоохранения Краснодарского края в отношении 1134 детей в возрасте до 18 лет, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на территории г. Краснодара в 2015–2019 гг.; в работе использованы аналитический, статистический, ретроспективный методы исследования. Результаты. Наиболее часто дети травмировались летом, особенно в августе, во второй день недели и в вечернее, тёмное время суток, более половины из них являлись пешеходами; сочетанный характер травма носила в 38,9% случаев, чаще повреждались голова (45,8%) и нижние конечности (38%); при травме в салоне автомобиля в основном повреждались мягкие ткани головы, у водителей преобладали переломы костей черепа; тяжёлые формы черепно-мозговой травмы наиболее часто встречались у пешеходов; переломы костей конечностей определялись только в старших возрастных группах, больше среди пешеходов; у водителей и пешеходов чаще повреждались кости голени, у пассажиров — бедренная кость и кости предплечья; тяжкий вред здоровью устанавливался почти каждому седьмому ребёнку (13,8%), наиболее часто детям в возрасте до 3 и 14–17 лет; лёгкий вред — каждому пятому (22,1%) ребёнку и определялся вдвое чаще, чем вред здоровью средней тяжести (11,8%). Заключение. Уровень детского дорожно-транспортного травматизма в г. Краснодаре в последние годы не снизился; выявлена негативная тенденция последствий дорожно-транспортных происшествий, связанная с увеличением случаев травм у детей, повлёкших тяжкий вред здоровью.
Ключевые слова
Полный текст
КЛЮЧЕВОЕ СООБЩЕНИЕ
Что уже известно по предмету исследования?
Научные исследования несмертельного детского дорожно-транспортного травматизма были направлены в основном на изучение эпидемиологических данных с целью разработки и усиления мер по его профилактике; судебно-медицинские исследования проводились, как правило, в отношении детской дорожно-транспортной травы со смертельным исходом или только в отношении отдельных категорий выживших детей-участников дорожного движения; углублённого всестороннего изучения судебно-медицинских аспектов повреждений у детей при несмертельной дорожно-транспортной травме до настоящего времени не проводилось.
Что вносит ваше исследование?
При исследовании выявлено, что у детей чаще повреждались голова и нижние конечности; в салоне автомобиля в основном травмировались мягкие ткани головы, переломы костей черепа преобладали у водителей мототранспорта; тяжёлые формы черепно-мозговой травмы наиболее часто встречались у пешеходов; переломы костей конечностей определялись только в старших возрастных группах, более часто у пешеходов; у водителей и пешеходов чаще повреждались кости голеней, у пассажиров — бедренная кость и кости предплечья; выявлена негативная тенденция последствий дорожно-транспортных происшествий, связанная с увеличением тяжкого вреда здоровью у детей в возрасте до 3 и 14–17 лет.
ОБОСНОВАНИЕ
Актуальность
Безопасность на дорогах является важнейшей стратегической задачей нашей страны, поскольку дорожно-транспортные происшествия (ДТП) наносят значительный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным людям. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста, гибнут или становятся инвалидами дети. В 2013 г. была утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.», цель которой — сокращение смертности от ДТП к 2020 г. [1].
По данным официального сайта Госавтоинспекции МВД России, за период с 2015 по 2019 г. в Российской Федерации было совершено 121 472 ДТП с участием детей до 18 лет, в которых погибло 4553 детей, ранено — 134 074. В Краснодарском крае за этот же период произошло 4886 аналогичных ДТП, в них погибло 260, ранено 5235 детей; в г. Краснодаре случилось 727 ДТП, в которых погибло 32, ранено 1068 детей [2]. За пятилетний период в России количество погибших в ДТП детей снизилось на 23% (1028 в 2015 г., 794 в 2019 г.), в то же время число несмертельных ДТП с детьми возросло на 2,5% (с 26 838 в 2015 г. до 27 468 в 2019). В Краснодарском крае и краевой столице за пятилетний период при относительно одинаковом уровне ежегодно гибнущих в ДТП детей количество случаев несмертельной травмы значительно возросло: на дорогах края — в 1,4 раза, краевого центра — в 2,5 раза [2].
Высокий уровень травматизации детей на дорогах краевой столицы обусловлен многими факторами, главными из которых являются сложная дорожная инфраструктура и интенсивность движения транспортных потоков. Краснодар — крупнейший транспортный узел Юга России. Территорию города пересекают федеральная магистральная трасса, две автомобильных дороги федерального и три регионального значения. По данным аналитического агентства «Автостат», среди городов-миллионников нашей страны Краснодар занимает второе место по уровню обеспеченности автомобилями — 343 на 1 тыс. человек.
Главной причиной подавляющего большинства несчастных случаев, происходящих с детьми на улицах и на автодорогах, является несоблюдение правил дорожного движения его участниками. У пострадавших в ДТП детей отмечается высокая доля множественных и сочетанных повреждений, имеют место тяжёлые травмы центральной нервной системы, внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, что на продолжительное время приковывает детей к постели и становится одной из главных причин их инвалидности. В структуре детской инвалидности доля последствий ДТП составляет 2,4% [3–7]. Повреждения у детей при различных видах дорожно-транспортной травмы определяются скоростью движения транспорта, его конструктивными особенностями, взаиморасположением пострадавшего ребёнка и транспортного средства и др. Наиболее часто участниками ДТП при ударе частями движущегося легкового автомобиля становятся дети младшего и старшего школьного возраста, а при травме внутри салона автомобиля практически с одинаковой частотой повреждения получают дети всех возрастных групп, в том числе и дети до 1 года жизни. По данным некоторых европейских исследователей, самой уязвимой возрастной группой при ДТП являются дети от 15 до 17 лет, а с точки зрения категории вовлечения в дорожное движение — пассажиры, пешеходы и водители [5, 8–10]. По сравнению со взрослыми, у детей (пешеходов и пассажиров) количество отдельных повреждений, совокупный объём и тяжесть травмы меньше; в случаях гибели ребёнка причиной смерти, как правило, является повреждение головного мозга [11].
На механизм образования повреждений у детей при автомобильной травме влияют не столько этапность механогенеза травмы, сколько возрастные и морфофункциональные особенности детского организма. Однако исследовательских работ об их влиянии на механизм образования повреждений при автотравме в судебно-медицинской литературе ещё недостаточно, что и определяет актуальность изучения особенностей детского дорожно-транспортного травматизма.
Цель исследования — изучить обстоятельства, особенности повреждений у детей разного возраста при различных видах ДТП на дорогах г. Краснодара, а также судебно-медицинскую оценку причиняемого вреда здоровью.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Дизайн исследования
Архивное ретроспективное исследование.
Этапы исследования
На первом этапе исследования изучены регистрационные журналы отдела судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГБУЗ «Бюро СМЭ» Министерства здравоохранения Краснодарского края; зафиксированы все случаи проведения экспертиз и освидетельствований в отношении несовершеннолетних, пострадавших в ДТП на территории г. Краснодара в период 2015–2019 гг., — 1134.
На втором этапе в архиве отдела методом сплошной выборки отобраны медицинские документы (заключения экспертов и акты освидетельствований) в отношении этих случаев.
Проведён скрининг отобранной медицинской документации. Исключены из дальнейшей обработки 74 случая, при которых у участников ДТП судебно-медицинским экспертом не было выявлено каких-либо повреждений (критерий исключения).
Создана база данных в среде электронных таблиц Microsoft Excel, включающая такие параметры, как пол, возраст пострадавших, место и время ДТП, вид транспорта, форма участия в ДТП, вид и характер травмы, локализация повреждений, причинённый вред здоровью.
Методы исследования
Ретроспективный анализ, описательная статистика.
Этические нормы
Проведённые исследования соответствовали принципам, закреплённым в Хельсинкской декларации с последующими правками к ней. Протокол исследования (№ 68 от 12.10.2018) одобрен независимым комитетом по этике Кубанского государственного медицинского университета.
Статистический анализ
Для обработки полученного материала абсолютные значения переводили в относительные показатели, определяя частоту встречаемости повреждений, которая выражалась в процентном отношении к общему количеству детей. Сравнительный количественный анализ и построение диаграмм произведены в среде электронных таблиц Microsoft Excel пакета прикладных программ Microsoft Office 2010.
Анализ особенностей и частоты встречаемости повреждений проводили в соответствии с анатомической локализацией. Отдельно оценивали наружные повреждения мягких тканей, переломы костей и повреждения внутренних органов.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Объекты исследования
Медицинская документация (заключение экспертов и акты освидетельствований) отдела судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц ГБУЗ «Бюро СМЭ» Министерства здравоохранения Краснодарского края в отношении детей в возрасте до 18 лет, пострадавших при ДТП на территории г. Краснодара в 2015–2019 гг.
Все дети из вошедших в анализ случаев ДТП (n=1060) были разделены в соответствии с возрастом на четыре группы: 1-я — от рождения до 3 лет (n=107), 2-я — от 4 до 7 лет (n=186), 3-я — от 8 до 13 лет (n=441), 4-я — от 14 до достижения 18 лет (n=326).
Основные результаты исследования
За исследуемый период наибольшее число случаев ДТП, в которых дети получили повреждения, было зафиксировано в 2018 г. — 260 (рис. 1). Среди пострадавших детей мальчики составили 58,2%, девочки — 41,8%.
Рис. 1. Количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей на территории г. Краснодара за период 2015–2019 гг. по данным ГБУЗ «Бюро СМЭ», абс.
Наиболее часто дети травмировались летом; в последние два года пиковые значения регистрировались в августе, минимальные показатели определялись в январе (табл. 1).
Таблица 1. Распределение пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях детей на территории г. Краснодара по месяцам года за период 2015–2019 гг., %
Table 1. Distribution of children injured in road accidents in Krasnodar in months in 2015–2019 in %
Месяц | Год | Среднее значение | ||||
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | ||
Январь | 5,7 | 4,3 | 2,9 | 3,5 | 4,7 | 4,2 |
Февраль | 3,6 | 8,6 | 3,9 | 5 | 7 | 5,6 |
Март | 8,3 | 4,3 | 8,7 | 7,7 | 7 | 7,2 |
Апрель | 5,2 | 10,8 | 11,7 | 11,9 | 9,8 | 9,9 |
Май | 8,3 | 5,4 | 8,3 | 11,5 | 8,8 | 8,5 |
Июнь | 12,4 | 15,6 | 9,2 | 9,6 | 7 | 10,8 |
Июль | 6,7 | 8,6 | 6,8 | 9,6 | 11,2 | 8,6 |
Август | 9,3 | 8,6 | 10,2 | 12,7 | 14,9 | 11,1 |
Сентябрь | 7,8 | 11,8 | 13,1 | 8,1 | 7,9 | 9,7 |
Октябрь | 9,3 | 9,7 | 10,7 | 7,3 | 9,8 | 9,4 |
Ноябрь | 16,1 | 7,5 | 5,3 | 8,1 | 7,9 | 9,0 |
Декабрь | 7,3 | 4,8 | 9,2 | 5 | 4,2 | 6,1 |
Итого | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Примечание. Полужирным шрифтом выделены пиковые значения.
Note. Peak values are shown in bold.
Существенных различий в количестве травмированных детей по дням недели не выявлено. Минимальные значения (n=134) зафиксированы в понедельник, максимальные (n=164) — во вторник (рис. 2); 89,3% ДТП с детьми произошло в период с 07.00 до 21.00, при этом регистрировалось 3 пика: утром (n=49) — с 09.00 до 10.00, в середине дня (n=74) — с 13.00 до 14.00, вечером (n=106) — с 18.00 до 19.00, что связано с активным передвижением детей по городу в это время. С 17.00 до 20.00 в ДТП травмирована почти 1/3 (30%) несовершеннолетних (см. рис. 2).
Рис. 2. Распределение пострадавших: а — по дням недели (абс.), b — по времени суток (%).
Анализ по месту ДТП показал, что на обычных городских дорогах пострадали 78,9% детей, из них 28,8% на пешеходных переходах в области пересечения дорог; на дорогах федерального и регионального значения, проходящих через город и пригородную зону, — 7,8%, на дворовой территории — 12,7%.
В качестве пешеходов травмы получили 58,5% детей, пассажиров легковых автомобилей — 30,2%; водителями мопедов (мотоскутеров) и велосипедов (далее — водители) являлись 7,7% пострадавших; 2% были пассажирами маршрутного транспорта (рис. 3, 4).
Рис. 3. Структура видов дорожно-транспортной травмы у детей, %.
Рис. 4. Категории транспортных средств, %.
После получения повреждений 50,1% детей были госпитализированы в медицинские учреждения, 31,8% лечились амбулаторно, 18,1% за медицинской помощью не обращались.
Изучены характер и соотношение повреждений: в 38,9% случаев травма носила сочетанный характер; изолированные повреждения определялись у каждого третьего ребёнка (35,2%), множественные — у каждого четвёртого (25,9%). Наиболее часто повреждения были локализованы в области головы (45,8%); травмы нижних конечностей наблюдались в 38% случаев, верхних конечностей — в 22%, грудной клетки — в 7,5%, живота и поясницы — в 5,8%, таза — в 4,4%; реже всего фиксировалась травма шеи — 2,2% наблюдений (рис. 5).
Рис. 5. Локализация и частота повреждений, %.
Повреждения мягких тканей головы встречались у каждого второго ребёнка и были представлены кровоподтёками, ссадинами и ранами или их сочетанием (табл. 2). Переломы черепа выявлены у 6,2% пострадавших (лицевой отдел — 3%, мозговой — 2,4%, оба — 0,8%). У каждого восьмого пострадавшего определялась черепно-мозговая травма (ЧМТ), которая в 62,1% случаев была представлена сотрясением головного мозга. Ушибы головного мозга составили 37,9%, среди них клиницистами установлена лёгкая степень тяжести в 39,5% случаев, средняя — в 33,3%, тяжёлая — в 27,2%.
Таблица 2. Характер повреждений головы
Table 2. Nature of damage to the head
Характер травмы | % | ||
Повреждения мягких тканей | Кровоподтёки | 29,4 | |
Ссадины | 3,8 | ||
Раны | 1,7 | ||
Кровоподтёки и ссадины | 9,5 | ||
Раны и ссадины | 0,6 | ||
Раны и кровоподтёки | 1,9 | ||
Раны, ссадины и кровоподтёки | 2,5 | ||
Переломы черепа | Лицевой отдел | 3 | |
Мозговой отдел | 2,4 | ||
Оба отдела | 0,8 | ||
Черепно-мозговая травма | Сотрясение головного мозга | 12,5 | |
Ушиб головного мозга: | 7,6 | ||
степень тяжести | лёгкая — 32 (39,5%) | ||
средняя — 27 (33,3%) | |||
тяжёлая — 22 (27,2%) |
У 2,5% (n=26) пострадавших при травме головы выявлено внутричерепное кровоизлияние: эпидуральное — у 11, субдуральное — у 6, субарахноидальное — у 8, внутримозговая гематома — у 1. Почти все ушибы головного мозга средней и тяжёлой степени сопровождались кровоизлиянием под мягкую или твёрдую мозговую оболочку, либо их сочетанием.
Среди детей с ЧМТ 58,4% составили мальчики, 41,6% — девочки. Представителями 1-й возрастной группы (от 0 до 3 лет) были 19,2% пострадавших, 2-й (от 4 до 7 лет) — 15,9%, 3-й (от 8 до 13 лет) — 37,4%, 4-й (от 14 до 18 лет) — 36,9%. Каждый третий ребенок (33,6%) получил ЧМТ в салоне автомобиля, 57,5% детей являлись пешеходами, 8,9% — водителями. Ушиб головного мозга тяжёлой степени у мальчиков выявлялся в 4,4 раза чаще (77,3%), встречаемость этого вида ЧМТ в 1-й и 3-й возрастных группах составила по 27,3%, во 2-й — 9,1%, в 4-й — 36,4%.
Повреждения мягких тканей головы наиболее часто встречались у пассажиров — в 66,4% случаев, у пешеходов — в 51,2%, у водителей — в 43%. Кровоподтёки являлись самыми распространёнными повреждениями у всех участников дорожного движения, фиксировались в 2,5 чаще ссадин; реже всего у детей определялись раны, при этом встречаемость их у пассажиров была наиболее высокой (9,4%). Частота встречаемости переломов костей черепа находилась в диапазоне от 6,7 (пассажиры) до 7,1% (пешеходы); у водителей кости лицевого отдела повреждались в 2 раза чаще костей мозгового отдела черепа, у пассажиров — в 1,6 раза, у пешеходов существенной разницы не выявлено. Значимых отличий в частоте встречаемости черепно-мозговой травмы у пешеходов (22,2%), пассажиров (23,2%) и водителей (21,0%) не наблюдалось, однако её тяжёлые формы (ушиб головного мозга средней и тяжёлой степени) у пешеходов выявлялись чаще, чем у пассажиров и водителей (табл. 3).
Таблица 3. Характер и частота повреждений головы у пешеходов, пассажиров, водителей, %
Table 3. Nature and frequency of head injuries in pedestrians, passengers, and drivers in %
Характер повреждений | Пешеходы | Пассажиры | Водители |
Кровоподтёки | 44,6 | 58,7 | 43,0 |
Ссадины | 18,1 | 20,8 | 17,4 |
Раны | 6,5 | 9,4 | 5,8 |
Перелом лицевого отдела черепа | 3,1 | 3,7 | 4,7 |
Перелом мозгового отдела черепа | 2,9 | 2,3 | 2,3 |
Перелом обоих отделов черепа | 1,1 | 0,7 | - |
Сотрясение головного мозга | 14,2 | 13,1 | 12,8 |
Ушиб головного мозга лёгкой степени | 2,4 | 5,0 | 4,7 |
Ушиб головного мозга средней степени | 2,9 | 3,4 | 1,2 |
Ушиб головного мозга тяжёлой степени | 2,7 | 1,7 | 2,3 |
Повреждения мягких тканей конечностей встречались у каждого второго ребёнка (50,8%) и были представлены кровоподтёками, ссадинами и ранами или их сочетанием; в подавляющем большинстве случаев (85,2%) определялись изолированные повреждения; в 14,8% травма была локализована одновременно на верхних и нижних конечностях. Самым частым повреждением мягких тканей конечностей являлись кровоподтёки: их соотношение с ссадинами и ранами на верхних конечностях составляло 1,5:1,0:0,05, на нижних — 1,5:1,0:0,2 соответственно; в целом частота встречаемости повреждений мягкий тканей нижних конечностей была в 1,8 раза выше, чем верхних конечностей (рис. 6).
Рис. 6. Повреждение мягких тканей конечностей, %.
Среди участников дорожного движения у пешеходов повреждения мягких тканей нижних конечностей встречались в 2,5 раза чаще повреждений верхних конечностей, у водителей — в 2 раза; у пассажиров это превышение было не столь значительным, при этом раны почти в 2 раза чаще были локализованы в области верхних конечностей; особенностью повреждений у водителей являлось отсутствие ран в области верхних конечностей и самое частое их наличие в области нижних конечностей у всех участников движения (табл. 4).
Таблица 4. Характер повреждений мягких тканей конечностей у пешеходов, пассажиров, водителей, %
Table 4. Nature of soft tissue injuries of extremities in pedestrians, passengers, and drivers in %
Характер повреждений | Пешеходы | Пассажиры | Водители | |||
верхние | нижние | верхние | нижние | верхние | нижние | |
Кровоподтёки | 12,2 | 24,9 | 10,7 | 10,1 | 9,3 | 16,3 |
Ссадины | 6,5 | 9,4 | 2,7 | 4 | 9,3 | 11,6 |
Раны | 0,5 | 0,9 | 0,3 | - | - | 2,3 |
Кровоподтёки и ссадины | 8,9 | 18 | 4 | 6,7 | 14 | 25,6 |
Раны и ссадины | 0,5 | 1,3 | 0,3 | - | - | 2,3 |
Раны и кровоподтёки | 0,7 | 1,1 | 0,3 | 0,7 | - | 5,8 |
Раны, ссадины и кровоподтёки | 0,2 | 0,9 | 0,3 | - | - | 1,2 |
Переломы костей конечностей установлены в 14,8% случаев, регистрировались только в 3-й и 4-й возрастных группах. Среди пострадавших мальчики составили более 2/3 (69,4%). Переломы костей верхних конечностей выявлялись в 4,5% случаев, переломы костей нижних конечностей — у каждого десятого ребёнка (10,9%); сочетание переломов верхних и нижних конечностей — у 7 пострадавших.
У пешеходов чаще обнаруживались переломы нижних конечностей (15,2%), по сравнению с верхними конечностями — 7,5% (табл. 5): в их структуре у пешеходов преобладали переломы костей голени (45,4%); у пассажиров чаще других повреждались бедренная кость (3,7%) и кости предплечья (2,3%), у водителей — кости голени (14,0%) и кости предплечья (3,5%).
Таблица 5. Частота переломов костей конечностей, %
Table 5. Frequency of limb bone fractures in %
Локализация перелома | Пешеходы | Пассажиры | Водители | |
Верхняя конечность | плечевая кость | 2,4 | 1,3 | - |
кости предплечья | 2,2 | 2,3 | 3,5 | |
кости кисти | 2,7 | 1,3 | - | |
Нижняя конечность | бедренная кость | 2,4 | 3,7 | 1,2 |
кости голени | 10,3 | 1,3 | 14 | |
кости стопы | 2,5 | 0,3 | 2,3 |
Повреждения мягких тканей в области груди и спины встречались в 7,3 и 3,5% наблюдений соответственно, при этом в области груди чаще выявлялись кровоподтёки — 58,8%, ссадины — 38,1%, раны — 3,1%, в области спины ссадины наблюдались несколько чаще кровоподтёков — 46,5 и 44,2% соответственно, раны — 9,3%. Превалирующее большинство случаев повреждений мягкий тканей в области груди и спины пришлось на долю пешеходов (62,3 и 67,6% соответственно), у пассажиров и водителей они определялись значительно реже: в области груди — 22,1 и 15,6%, в области спины — по 16,2%. Переломы рёбер у детей выявлялись достаточно редко — всего 1,2% случаев, что может быть обусловлено их анатомо-физиологическими особенностями; как правило, переломы были односторонними. Более чем в половине случаев (61,5%) переломы рёбер сопровождались травмой органов грудной клетки с развитием гемопневмоторакса. Внутригрудная травма встречалась гораздо чаще переломов рёбер — 4,2% общего количества случаев. В её структуре преобладали ушибы лёгких — 70,2%, гемопневмоторакс — 29,8%, который в 42,8% случаев имел место у детей с ненарушенной целостностью рёбер. Травма органов грудной клетки у пешеходов регистрировалась в 3 раза чаще, чем у пассажиров, и в 6 раз чаще, чем у водителей, однако её тяжёлые формы (гемопневмоторакс) выявлялись у 3/4 водителей, половины пассажиров и только у каждого пятого пешехода.
Повреждения мягких тканей в области живота отмечены в 4,8% случаев, у пешеходов обнаруживались в 3 раза чаще, чем у остальных участников дорожного движения. В структуре повреждений преобладали кровоподтёки (59,7%) и ссадины (35,5%), раны имели место лишь в 4,8% случаев. В 23,5% наружные повреждения живота сочетались с травмой органов брюшной полости, представленной разрывами внутренних органов — печени и селезёнки с соотношением разрывов 1:2. Среди лиц с травмой органов брюшной полости 58,3% составляли пешеходы, 25% — пассажиры, 16,7% — водители.
Повреждения мягких тканей поясничной области фиксировались в 3,8% случаев: в 71,8% у пешеходов, в 17,9% у пассажиров, в 10,3% у водителей. Наличие ран в этой области было нехарактерным (всего 1 случай). Кровоподтёки и ссадины встречались одинаково часто.
Травма органов забрюшинного пространства фиксировалась крайне редко (0,9%) и только у пешеходов, была представлена ушибом почек.
Мягкие ткани в области таза были повреждены у 3,4% детей, кровоподтёки фиксировались в 2 раза чаще ссадин; раны были выявлены только у 1 ребёнка. Переломы тазовых костей наблюдались в 3,2% случаев, из них в 70,6% они были множественными, в 29,4% — изолированными. В структуре переломов 49% пришлось на лонные кости, 31,4% — на седалищные, 19,6% — на подвздошные. Среди участников дорожного движения с переломами тазовых костей 67,6% были пешеходами, 32,4% — пассажирами.
Травма позвоночника выявлена в 2,5% (n=27), при этом у 17,8% пострадавших одновременно повреждались разные его отделы. Половина пострадавших с травмой позвоночника были пассажирами автомобиля, 44,2% — пешеходами, 5,8% — водителями. Шейный и грудной отделы позвоночника повреждались с одинаковой частотой — по 25,7%; чаще всего повреждался крестец (37,1%), реже — поясничный отдел (11,5%). Шейный отдел позвоночника в 1,7 раза чаще повреждался у пешеходов, чем у пассажиров, грудной отдел, наоборот, в таком же количестве случаев чаще травмировался у пассажиров, у водителей — с одинаковой частотой. В шейном отделе чаще других повреждался III позвонок, в грудном — V и VI, в поясничном — I. В шейном отделе в 44,4% случаев перелом сопровождался вывихом позвонка. Около 80% случаев составили изолированные переломы тел позвонков или их отростков (переломов дужек не выявлено).
Распределение получивших транспортные травмы за период 2015–2019 гг. по степени причинённого вреда здоровью показало, что в 39,7% случаев вред здоровью детей не причинялся, поскольку у них выявлялись только наружные повреждения (кровоподтёки, ссадины, поверхностные раны), не требующие лечения и не вызывающие расстройства здоровья; лёгкий вред здоровью устанавливали почти каждому пятому ребёнку (22,1%), и он определялся вдвое чаще, чем средней тяжести (11,8%), тяжкий вред здоровью устанавливали почти каждому седьмому ребёнку (13,8%). У каждого восьмого ребёнка (12,5%) вред здоровью судебно-медицинским экспертом не был определён, что объяснялось либо отсутствием в представленной медицинской документации достаточных сведений (результатов инструментальных и лабораторных исследований), без которых не представлялось возможным судить о характере повреждений и степени тяжести вреда здоровью, либо наличием противоречивых данных объективного обследования, либо отсутствием необходимой медицинской документации о состоянии ребёнка до травмы или сведений о заживлении, динамике посттравматического периода и др. (рис. 7).
Рис. 7. Распределение пострадавших по степени причинённого вреда здоровью, %.
За исследуемый период доля тяжкого вреда здоровью самой высокой была в 2019 г. (16,5%), причём не только в процентом отношении, но и в абсолютном значении — 37 детей. Этот показатель с 2017 г. неуклонно повышался (2017 г. — 28, 2018 г. — 33 ребёнка). В структуре вреда здоровью средняя тяжесть составляла от 9,8% (n=18) в 2015 г. до 13,8% (n=31) в 2019; пиковое значение лёгкого вреда здоровью (58; 30,1%) зафиксировано в 2015 г., наименьший показатель (34; 15,2%) — в 2019 г. (рис. 8).
Рис. 8. Динамика степени причинённого вреда здоровью, %.
Тяжкий и средней тяжести вред здоровью за исследуемый период наиболее часто фиксировались у водителей — 35,4 и 27,1% соответственно, в то время как у пассажиров показатель имел самые низкие значения из всех участников дорожного движения — 29,3 и 21,8% (рис. 9).
Рис. 9. Суммарное соотношение установленного вреда здоровью, %.
Среди детей, которым устанавливался тяжкий вред здоровью, 60% составляли мальчики. Тяжкий вред здоровью наиболее часто устанавливался детям 1-й возрастной группы — 16,8% (n=18); детям 2, 3 и 4-й возрастных групп — в 16,1% (n=30), 14,5% (n=64) и 12,3% (n=40) случаев соответственно.
ОБСУЖДЕНИЕ
Приведённые данные свидетельствуют о том, что уровень детского дорожно-транспортного травматизма в г. Краснодаре, несмотря на предпринятый комплекс мер, в последние годы не снизился, имеет волнообразное течение. В группе риска по этому фактору находятся дети-водители двухколёсных транспортных средств.
Наиболее травмоопасные периоды: месяц — август, день недели — вторник, время суток — вечернее.
Мальчики получали более тяжёлые травмы.
Самым частым повреждением мягких тканей у всех юных участников дорожного движения являлись кровоподтёки. При травме в салоне чаще встречались повреждения мягких тканей головы. Переломы костей черепа несколько преобладали у водителей. Тяжёлые формы ЧМТ чаще встречались у пешеходов. Переломы костей конечностей определялись только в 3-й и 4-й возрастных группах, больше у пешеходов. У водителей и пешеходов чаще повреждались кости голени, у пассажиров — бедренная кость и кости предплечья. Выявлена негативная тенденция последствий ДТП, связанная с увеличением случаев травм у детей, повлёкших тяжкий вред здоровью, который наиболее часто получали дети до 3 лет и 14–17 лет. В целом тяжкий вред здоровью устанавливался почти каждому седьмому ребёнку (13,8%), лёгкий вред — каждому пятому (22,1%) и определялся вдвое чаще, чем вред здоровью средней тяжести.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всё вышеизложенное свидетельствует о необходимости повышения внимания к вопросам профилактики детского травматизма, необходимости формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге, использования водителями мопедов, мотоскутеров и велосипедов защитных шлемов и других средств, значительно снижающих риск травм на дорогах.
Об авторах
Сергей Анатольевич Ануприенко
Кубанский государственный медицинский университет
Email: aspasser@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9467-8338
ассистент кафедры судебной медицины
Россия, КраснодарЕлена Сергеевна Пронь
Кубанский государственный медицинский университет
Email: elenananava@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-5038-7934
Россия, Краснодар
Юлия Спартаковна Бармакова
Кубанский государственный медицинский университет
Email: yulya.barmakova.97@bk.ru
ORCID iD: 0000-0003-4183-2922
Россия, Краснодар
Валерий Анатольевич Породенко
Кубанский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: porodenko52@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6353-7380
д.м.н., профессор
Россия, КраснодарСписок литературы
- Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах: федеральная целевая программа. Режим доступа: http://www.fcp-pbdd.ru. Дата обращения: 15.01.2021.
- Госавтоинспекция МВД России. Показатели состояния безопасности дорожного движения. Режим доступа: http://www.gibdd.ru/stat/. Дата обращения: 15.01.2021.
- Породенко В.А., Ануприенко С.А. Детский дорожно-транспортный травматизм в г. Краснодаре // Кубанский научный медицинский вестник. 2014. № 7. С. 61–64. doi: 10.25207/1608-6228-2014-7-61-64
- Породенко В.А., Заболотний А.Г., Ануприенко С.А., Калинина Н.Ю. Глазной травматизм у детей и взрослых вследствие дорожно-транспортной аварийности в условиях крупного города — административного центра субъекта Российской Федерации (на примере г. Краснодара) // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. С. 92–92.
- Стайкова Ж., Цолова Г. Детский дорожно-транспортный травматизм в Республике Болгария // Web of Scholar. 2016. № 3. С. 22–24.
- Гучко В.Г. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в России: проблемы и пути решения // Академическая мысль. 2019. № 1. С. 6.
- Ахмедов М.М., Мусаев Т.С. Анализ сочетанных и множественных травм у детей после дорожно-транспортного происшествия // Вестник экстренной медицины. 2015. № 2. С. 19–20.
- Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Купрюшин А.С., Семижонова В.Н. К вопросу о возрастных особенностях детского автомобильного травматизма // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2014. № 3. С. 31.
- Савенкова Е.Н., Ефимов А.А., Курзин Л.М., Семижонова В.Н. Сравнительный анализ повреждений у детей при некоторых видах транспортной травмы в нелетальных случаях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т. 19, № 3. С. 983–985.
- Гавриченко Е.П., Авдеева О.С. Особенности повреждений у детей-пассажиров в зависимости от возраста // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2018. Т. 8, № 9. С. 447.
- Караваев В.М., Леванович В.В., Александрович Ю.С. Особенности повреждений у детей при смертельной автомобильной травме // Скорая медицинская помощь. 2013. Т. 14, № 2. С. 37–43.