Characteristics of injuries in cyclists injured when other vehicles collide with the side of the body of moving bicycles

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

BACKGROUND: Bicycle injuries, as a separate type of traffic accidents, require forensic medical examinations to establish the mechanism, duration, and severity of injuries. Forensic medical aspects of cycling injuries are insufficiently covered in the literature.

AIM: To study the nature and features of the injury formation in cyclists who sustained injured when other vehicles hit the side of the moving bicycle.

MATERIALS AND METHODS: The results of forensic medical examinations of 51 cyclists who died when the moving bicycles collided with the side of vehicles.

RESULTS: The most frequently observed injuries in cyclists are traumatic brain injury (21.56%) and combined injuries, namely, head and chest (15.68%), lower extremities with trauma to the head, and chest (11.76%). Nearly all deceased cyclists sustained damage to the head (96.0%), which was characterized by the formation of a severe contusion of the brain with fractures of the parietotemporal and occipital bones. Damage to the chest and chest cavity organ was also observed frequently (50.69%). Rib fractures were noted in 74.2% of cases. Injuries to the abdominal organs were detected in 20.15% of the cases, such as liver rupture and hemorrhage in the ligaments of organs. Diaphyseal comminuted fractures of the bones of the lower leg and femur were also observed.

CONCLUSION: The most common types of injuries in deceased cyclists in a side collision of other vehicles with a moving bicycle are traumatic brain injury and combined injuries of the head, chest, and fractures of the bones of the lower extremities in combination with a head and chest injury. Damage to the head was characterized by the formation of linear, depressed, and comminuted fractures of the parietal–temporal and occipital bones. Damage to the chest was characterized by fractures of the upper ribs and bruises of the lungs. Damage to the skin, resembling a picture of a “road rash,” was noted on the anterolateral body parts.

Full Text

ОБОСНОВАНИЕ

Велосипедные травмы (ВТ) как самостоятельный вид транспортной травмы в структуре дорожно-транспортных происшествий составляют от 3 до 7%. В сообщениях последних лет приводятся результаты анализа обстоятельств, эпидемиологии и частоты встречаемости ВТ в разных регионах мира. Имеются также данные по изучению характера и осложнений повреждений на теле у велосипедистов, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, направленные на разработку методов ранней диагностики и эффективных методов оказания специализированной медицинской помощи пострадавшим [1–3].

Велосипедные травмы как отдельный вид дорожно-транспортных происшествий требуют проведения судебно-медицинских экспертиз по установлению механизма, давности и степени тяжести повреждений у пострадавших, а при смертельной ВТ ― определения причины и давности наступления смерти. Эти и другие аспекты ВТ для решения нынешних задач судебно-медицинской экспертизы в литературе освещены недостаточно [4]. Наиболее частым видом ВТ является наезд (столкновение) на движущиеся велосипеды других движущихся транспортных средств, в основном автомобилей. Наезд транспортных средств на ВТ чаще всего происходит на боковую или заднюю часть корпуса велосипеда. Аспекты дифференциальной диагностики этих вариантов ВТ изучены и исследованы недостаточно.

Цель исследования — изучение характера и особенностей формирования повреждений у велосипедистов, получивших травму при наезде других транспортных средств на боковую часть движущегося велосипеда.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проанализированы результаты судебно-медицинских экспертиз в отношении велосипедистов (n=51), погибших в результате столкновения транспортных средств с боковой частью корпуса движущегося велосипеда. Данные о половой принадлежности и возрасте погибших велосипедистов приведены в табл. 1. Как видно из приведённых в таблице данных, основной контингент пострадавших велосипедистов составляют лица мужского пола в возрасте старше 18 лет (86,28%), дети в возрасте 8–17 лет составили 13,72%.

 

Таблица 1. Характеристика наблюдений по полу и возрасту / Table 1. Characteristics of observations by sex and age

Возрастные категории, лет

Пол, абс. (%)

Мужской

Женский

8–12

1 (1,96)

-

13–17

6 (11,76)

-

18–44

12 (23,52)

-

45–60

15 (29,41)

-

60–75

16 (31,37)

1 (1,96)

Всего

50 (98,04)

1 (1,96)

 

Обстоятельства происхождения ВТ определены по материалам предварительного дознания и по катамнезу погибших. Установлено, что во всех случаях велосипедисты получали травму в результате наезда транспортных средств, в основном автомобилей, на боковые части корпуса велосипедов во время пересечения дороги. В 15 случаях велосипедисты погибли на месте дорожно-транспортного происшествия, в оставшихся 36 наездах летальный исход наблюдался в медицинских учреждениях.

По результатам судебно-химического исследования в крови 8 погибших велосипедистов выявлено наличие этилового спирта в концентрации от 0,6 до 3,68‰. Ни один из пострадавших не имел средств защиты. Почти все велосипедисты передвигались на велосипедах старых моделей (Урал, Нева и др.).

В процессе анализа результатов экспертных заключений детально изучали локализацию, характер и частоту встречаемости повреждений в структурах определённых частей тела.

В рамках вариационной статистики проведён корреляционно-регрессионный анализ: определяли критерий достоверности показателей повреждений (t), их минимальную ошибку (m) и достоверность различий (p) между показателями.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Систематизацию выявленных повреждений на теле у погибших велосипедистов провели с учётом наиболее распространённых клинико-морфологических классификаций сочетанных травм (табл. 2).

 

Таблица 2. Характеристики повреждений на теле погибших велосипедистов / Table 2. Characteristics of injuries on the body of dead cyclists

Характер повреждений структуры частей тела

Частота встречаемости (%)

Закрытая (открытая) черепно-мозговая травма

11±0,03 (21,59)

СТ головы и груди

8±0,005 (15,69)

СТ головы, груди и одной нижней конечности

6±0,003 (11,76)

СТ головы и одной нижней конечности

4±0,002 (7,84)

СТ головы, груди и живота

4±0,002 (7,84)

СТ груди и живота

2±0,001 (3,92)

СТ головы, груди, живота и одной нижней конечности

2±0,001 (3,92)

СТ головы, лицевого отдела, груди и одной нижней конечности

1 (1,96)

СТ головы, верхней и одной нижней конечности

1 (1,96)

СТ головы, лицевого отдела и груди

1 (1,96)

СТ головы, груди и обеих нижних конечностей

1 (1,96)

СТ головы, живота и одной нижней конечности

1 (1,96)

СТ головы, груди, живота и таза

1 (1,96)

СТ головы, груди, левой верхней и обеих нижних конечностей

1 (1,96)

СТ головы, лицевого отдела, позвоночника (спинного мозга), груди, живота, таза и обеих нижних конечностей

1 (1,96)

СТ головы, позвоночника, груди и живота

1 (1,96)

СТ головы, лицевого отдела и одной нижней конечности

1 (1,96)

СТ головы, груди, живота и конечностей

1 (1,96)

СТ головы, позвоночника и груди

1 (1,96)

СТ позвоночника, груди, живота, обеих нижних конечностей и одной верхней конечности

1 (1,96)

СТ головы и одной верхней конечности

1 (1,96)

Всего

51±0,006 (100)

Примечание. СТ ― сочетанная травма.

Note: CT ― combined injury.

 

Видно, что наиболее частым видом травм у погибших велосипедистов при данном виде ВТ являются черепно-мозговые травмы (21,59%), а также сочетанные травмы головы и груди (15,69%), переломы костей нижних конечностей в сочетании с травмой головы и груди (11,76%). Другие варианты сочетанных травм составляли от 1,96 до 3,92% (t=0,0411; p <0,006).

Анализ характера, локализации и особенностей формирования повреждений структур разных частей тела погибших велосипедистов показал следующее. Повреждения структуры головы, выявленные почти у всех погибших велосипедистов (96,0%), характеризовались формированием тяжёлого ушиба головного мозга с очаговыми подоболочечными кровоизлияниями и очагами ушибов в веществе мозга. В составе черепно-мозговой травмы у 30 (59%) погибших имели место переломы костей черепа, выявлялись линейные, вдавленно-оскольчатые, а иногда и многооскольчатые переломы теменно-височных, затылочной костей с переходом линии переломов на основание черепа, при этом преобладали переломы височных костей. Вдавленно-оскольчатые и многооскольчатые переломы костей свода в ряде случаев сопровождались повреждением мозговых оболочек и мягких покровов головы. Субарахноидальные кровоизлияния в большинстве случаев имели распространённый характер как со стороны больших полушарий, так и на основании головного мозга. Интенсивность субарахноидальных кровоизлияний преобладала на боковых отделах больших полушарий.

Повреждения структуры груди и органов грудной полости у погибших велосипедистов наблюдались также довольно часто: у 29/51 (56,86%). Выявлены поперечный перелом тела грудины (в 1 случае), перелом левой лопатки (у 1) и перелом тела ключицы (у 3). Кожные повреждения в виде ссадин и кровоподтёков преобладали на переднебоковых частях туловища. Локализация и частота переломов рёбер у погибших велосипедистов указаны в табл. 3. Как видно из приведённых в таблице данных, переломы рёбер у погибших велосипедистов отмечены довольно часто ― у 26/35 (74,29%), при этом преобладали двусторонние переломы, и преимущественно были поражены верхние рёбра (I–V), в основном по передним анатомическим линиям, с признаками сжатия на наружной и растяжения на внутренней пластинке, что свидетельствовало об их формировании в результате падения при соударении туловища о твёрдое дорожное покрытие (t=0,5727; p <0,003).

 

Таблица 3. Локализация и частота переломов рёбер у погибших велосипедистов / Table 3. Location and incidence of rib fractures in deceased cyclists

Локализация переломов рёбер

Частота встречаемости

Справа

7±0,003

Слева

8±0,004

С обеих сторон

11±0,005

Всего

26±0,004

Односторонние верхние рёбра (с I по V)

16±0,006

Односторонние нижние рёбра (с VI по XII)

2±0,002

Односторонние верхние и нижние рёбра

2±0,002

Двусторонние множественные

6±0,003

Всего

26±0,003

Срединно-ключичная

7±0,003

Окологрудинная

3±0,002

По подмышечным линиям:

• передняя подмышечная

13±0,005

• средняя подмышечная

3±0,002

• задняя подмышечная

0

Лопаточная

0

Околопозвоночная

0

Всего

26±0,003

 

У пострадавших велосипедистов с повреждениями структуры груди почти во всех случаях отмечались проявления ушибов лёгких в виде кровоизлияний в области их корня и паренхимы, иногда с разрывами тканей органа (у 6). В отдельных случаях имели место разрывы диафрагмы (у 1), сердца и сердечной сорочки (у 1). Повреждения этих органов сопровождались проявлениями гемопневмоторакса и плевропульмонального шока, которые и явились непосредственной причиной смерти пострадавших на месте дорожно-транспортного происшествия.

Повреждения внутренних органов у погибших велосипедистов были выявлены в 11 (21,57%) случаях (табл. 4). Как видно из таблицы, у пострадавших велосипедистов отмечены разрывы паренхиматозных органов, прежде всего печени, и кровоизлияния в связках органов, что свидетельствовало об их формировании при падении пострадавших на твёрдое дорожное покрытие (t=0,0284; p <0,003).

 

Таблица 4. Характер и частота встречаемости повреждений внутренних органов у погибших велосипедистов / Table 4. The nature and frequency of occurrence of injuries of internal organs in dead cyclists

Характер повреждений структуры

Частота встречаемости

Разрывы печени с кровоизлияниями

5±0,004

Разрывы селезёнки с кровоизлияниями

1

Разрывы печени и почки с кровоизлияниями

1

Разрывы сердца и сердечной сорочки с кровоизлияниями

1

Кровоизлияния в связках и паренхимах почек, поджелудочной железы, брыжеек кишечника

3±0,002

Кровоизлияния околопочечной клетчатки и подкапсульные кровоизлияния

1

Всего

11±0,003 (21,57%)

 

Следует отметить возможность формирования повреждений структуры позвоночника и таза у велосипедистов, пострадавших при данном виде транспортного происшествия. В наблюдениях отмечены шейно-затылочная травма (у 1), неполный отрыв между I–II шейными позвонками (у 1) и ротационный перелом тел X–XII грудных позвонков (у 1). Формирование шейно-затылочной травмы и отрыв между шейными позвонками обусловлены, вероятно, сгибательно-разгибательными движениями этого отдела позвоночника, что напоминает повреждение этих же структур у пешеходов при автотравмах. В то же время переломы остистых отростков грудных позвонков у велосипедистов могут формироваться от удара выступающими частями транспортного средства (вероятно, грузопассажирского) при I фазе травмы в момент совершения наезда.

Характеристика повреждений структуры конечностей у погибших велосипедистов приведена в табл. 5. Как видно из таблицы, у погибших велосипедистов наиболее часто наблюдались двусторонние диафизарные переломы костей голени (у 12), бедренных костей (у 9); значительно реже отмечены переломы плечевых костей и костей предплечья (у 2), преимущественно левых (t=0,0121; p <0,003). В отдельных случаях имели место и сочетанные переломы костей верхних и нижних конечностей, а также поражение структуры голеностопных суставов.

 

Таблица 5. Характеристика повреждений костей конечностей у погибших велосипедистов / Table 5. Characteristics of limb bone injuries in dead cyclists

Повреждения структуры

Количество

Справа

Слева

Всего

Переломы плечевой кости

-

2

2±0,002

Переломы кости предплечья:

• лучевой

• локтевой

-

-

2

1

2±0,002

1

Переломы бедренных костей

7

2

9±0,004

Переломы костей голени:

• большеберцовой

• малоберцовой

• обеих костей

4

-

-

-

8

-

-

3

12±0,005

-

-

3±0,003

Повреждений структуры голеностопных суставов

2

-

2±0,002

Сочетанные переломы костей конечностей

-

1

1

Всего

13

19

32±0,003

 

ОБСУЖДЕНИЕ

Дорожно-транспортные происшествия с участием велосипедистов чаще всего происходят в городах, где очень высокая плотность передвижения с использованием велосипедов. Около 60–75% случаев наезда происходит на перекрёстках дорог, особенно Т-образных, но и объездные пути опасны для велосипедистов, а движение по магистральным дорогам запрещены. Несчастные случаи, связанные с велотравмами, происходят не только на дорогах населённых пунктов, но и в тех местах, где велосипедисты обычно не чувствуют риска [5].

Механизм ВТ зависит от многих факторов, таких как скорость езды на велосипеде, повороты тела при падении, соударение тела пострадавшего с выступающими частями велосипеда, отбрасывание тела с последующим соударением об окружающие предметы, либо соударение тела с частями встречных или же проезжающих транспортных средств. Эти и другие факторы имеют важное значение в процессе формирования повреждений [6]. Различают 4 основных механизма велотравмы: соударение тела велосипедиста с частями транспортных средств и препятствиями; соударение тела с дорожным покрытием; соударение тела с другими средствами и скольжение; соударение тела с частями велотранспорта [7]. В большинстве случаев (74,3%) у пострадавших при разных видах велотравм обычно выявляются кровоподтёки и ссадины наружных частей тела. У 90% погибших наблюдаются повреждения нескольких частей тела, т.е. сочетанные травмы.

Подчёркивается, что при ВТ у велосипедистов чаще всего определяются повреждения структуры верхних или нижних конечностей, затем головы, лица и туловища. При этом выявляются точечные и полосовидные ссадины («дорожная сыпь»), ушибы и раны на кожных покровах [8]. Картина «дорожной сыпи» может варьировать от поверхностных ссадин до ссадин с частичной или полной травматизацией всей толщины кожи, требующих удаления посторонних загрязнений по предотвращению «травматической татуировки». Растяжения, переломы и вывихи конечностей также являются обычным явлением при ВТ. Травмы структуры головы наблюдаются у 22–47% пострадавших велосипедистов, часто в результате столкновения с автомобилями, и являются причиной более 60% всех смертей, связанных с велотравмами [9, 10].

В наших наблюдениях в условиях наезда механических транспортных средств на боковую часть движущегося велосипеда у пострадавших преобладали поражения структуры головы с формированием переломов костей черепа, тяжёлого ушиба мозга и повреждения структуры груди с переломами верхних рёбер, а также переломы костей голени и бедра. Повреждения кожного покрова в виде точечных и полосовидных ссадин, напоминающие картину «дорожной сыпи», отмечались на переднебоковых отделах туловища. Наличие двусторонних переломов костей голени указывало на их формирование в I и II фазах травмы, т.е. от удара частями транспортного средства и падения велосипедистов на дорожное покрытие. Формирование вдавленно-оскольчатых переломов в лобно-височных костях, а также переломов верхних рёбер по передним анатомическим линиям свидетельствовало об их возникновении во II фазе травмы, т.е. при падении велосипедистов на дорожное покрытие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее частым видом травм у погибших велосипедистов при наезде других транспортных средств на боковую часть корпуса движущегося велосипеда являются черепно-мозговые травмы, а также сочетанные травмы головы, груди и переломы костей нижних конечностей в сочетании с травмой головы, груди. Поражения структуры головы характеризуются формированием линейных, вдавленно-оскольчатых переломов теменно-височных и затылочной костей, повреждения структуры груди ― переломами верхних рёбер и ушибом лёгких. Повреждения кожного покрова в виде точечных и полосовидных ссадин, напоминающих картину «дорожной сыпи», отмечаются на переднебоковых частях туловища. Со стороны внутренних органов преобладают разрывы печени и кровоизлияния в связочный аппарат. У велосипедистов довольно часто наблюдаются двусторонние диафизарные оскольчатые переломы костей нижних конечностей, в основном костей голени. Совокупность повреждений структуры головы, груди и живота указывает на их формирование при падении пострадавших велосипедистов на дорожное покрытие во II фазе травм. Наличие двусторонних диафизарных переломов костей голени и бедра свидетельствуют об их формировании в I и II фазах травмы, т.е. от удара частями транспортного средства в момент бокового столкновения и падения велосипедиста на дорожное покрытие.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Источник финансирования. Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Вклад авторов. Авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией). Наибольший вклад распределён следующим образом: Ф.Х. Бойманов ― сбор данных; С.И. Индиаминов, Х.Н. Абдумуминов, Ф.Х. Бойманов ― написание текста рукописи; С.И. Индиаминов ― научное редактирование рукописи, рассмотрение и одобрение окончательного варианта рукописи.

ADDITIONAL INFORMATION

Funding source. This study was not supported by any external sources of funding.

Competing interests. The authors declare that they have no competing interests.

Authors’ contribution. All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work. F.Kh. Boymanov ― data collection; S.I. Indiaminov, Kh.N. Abdumuminov, F.Kh. Boimanov ― writing the manuscript; S.I. Indiaminov ― scientific revision of the manuscript, review and approval of the final version of the manuscript.

×

About the authors

Sayit I. Indiaminov

Samarkand State Medical Institute

Author for correspondence.
Email: sud-medsav@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9735-0338

MD, Dr. Sci. (Med.), Professor

Uzbekistan, 18, Amir Temur str., Samarqand, 140100

Khasan N. Abdumuminov

Republican Scientific and Practical Center of Forensic Medical Examination, Samarkand branch

Email: sud-medsav@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7686-1606

MD

Uzbekistan, Samarqand

Farxod Kh. Boymanov

Samarkand State Medical Institute

Email: boymanovf@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9584-5182

Associate Professor

Uzbekistan, 18, Amir Temur str., Samarqand, 140100

References

  1. Forstatt ML. A dangerous trend. Children’s road traffic injuries: yesterday and today [electronic edition]. In: Fundamentals of life security. 2006;(3):38–42. (In Russ). Available from: http://libnn.ru/component/option,com_marc/task,view/id,30506/Itemid,88/. Accessed: 17.04.2022.
  2. Abdelrahman H, El-Menyar A, Sathianb B, et al. Bicycle-related traumatic injury hospitalizations: six years descriptive analysis in Qatar. J Inj Violence Res. 2019;11(2):233–242. doi: 10.5249/ jivr.v11i2.1162
  3. Beckwith K, James V, Kalaiselvan K, Ganapathy S. Bicycle injuries among the pediatric population at an emergency department in Singapore. Med J. 2019;60(7):343–346. doi: 10.11622/smedj.2019009
  4. Shilov SG, Semenyako MY. Features of cycling injury. In: Actual problems of modern medicine and pharmacy: Collection of reports of the XXIII International Scientific and Practical Conference of Students and Young Scientists, April 15–17. Minsk; 2019. P. 1373. (In Russ).
  5. Shah S, Sinclair SA, Smith GA, Xiang H. Pediatric hospitalizations for bicycle-related injuries. Inj Prev. 2007;13(5):316–321. doi: 10.1136/ip.2007.016048
  6. Artyushkevich VS. Mechanogenesis of motorcycle injury. In: Modern methods of diagnosis and treatment of patients with injuries and diseases of the musculoskeletal system: Materials of the scientific and practical conference of traumatologists-orthopedists of the Republic of Belarus. Minsk; 2006. Р. 30–33. (In Russ).
  7. Alshevsky VV, Arutyunov SD, Beleshnikov IL, et al. Forensic medicine and forensic medical expertise: National guidelines. Ed. by Y.I. Pigolkin. Moscow: GEOTAR-Media; 2014. 728 p. (In Russ).
  8. Puranik S, Long J, Coffman S. Profile of pediatric bicycle injuries. South Med J. 1998;91(11):1033–1037. doi: 10.1097/00007611-199811000-00008
  9. Li G, Baker SP, Fowler C, DiScala C. Factors related to the presence of head injury in bicycle-related pediatric trauma patients. J Trauma. 1995;38(6):871–875. doi: 10.1097/00005373-199506000-00007
  10. Nakayama DK, Pasieka KB, Gardner MJ. How bicycle-related injuries change bicycling practices in children. Am J Dis Child. 1990;144(8):928–929. doi: 10.1001/archpedi.1990.02150320092035

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Eco-Vector

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 60835 выдано 09.09.2021 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 – 59181 выдано 03.09.2014
г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies