Clinical and legal analyzes of adverse cases in medical care on criminal cases: an innovative educational activity

Cover Page

Abstract

Background: Currently, the Russian Federation is facing an especially acute problem of medical personal undergoing criminal liability (CL) owing to inappropriate medical care. Aim: The goal is to analyze the level of legal training among the Kazan State Medical University (KSMU) students in matters of possible CL resulting from medical malpractice. Material and methods: From January 1, 2018, to March 30, 2018, we surveyed 426 students of KSMU. The survey questionnaire included questions on Russian legislation, the materials of forensic medicine, open investigative, and forensic practice. In total, 122 first-year (28.6%), 51 second-year (12%), 63 third-year (14.8%), 58 fourth-year (13.6%), 68 fifth-year (16%), and 64 sixth-year students (15%) were questioned. Results: Overall, 272 respondents (64%) considered that there should be no CL for medical personnel. In addition, 392 (92%) students were unaware of the Criminal Code articles used to prosecute medical workers. A possibility of CL scared 204 (48%) students from practicing. Moreover, 342 (80%) respondents noted that the study of “medical error” cases would reduce the number of such cases in future practice. We have introduced a new educational project “Medica Law Clinic” at the KSMU Forensic Medicine Department. Its goal is to ensure increase legal and professional training among students through a comprehensive analysis of criminal medical cases. The work presents the personal experience of eight educational events. Conclusions: Our findings revealed a need to increase the level of legal training among students of medical universities regarding criminal matters. A comprehensive analysis of criminal medical cases is a progressive pedagogical format that has proven its efficacy in the Republic of Tatarstan.

Full Text

АКТУАЛЬНОСТЬ

В настоящее время в Российской Федерации особенно остро стоит проблема привлечения медицинских работников к уголовной ответственности ввиду ненадлежащего оказания медицинской помощи [1–3]. Председатель Следственного комитета России А. И. Бастрыкин отмечает ежегодный рост количества обращений пациентов и их родственников с заявлением о привлечении медицинских работников к уголовной ответственности. Так, в 2017 г. в Следственный комитет России на некачественное оказание медицинской помощи пожаловалось 6050 человек, что в 3 раза больше, чем в 2012 г.1 В 2018 г. таких заявлений было больше — 66002. После анализа обращений за первое полугодие 2019 г. по итогам года ведомство ожидает очередное увеличение количества уголовных дел против медицинских работников3.

В ходе расследования «врачебных» дел согласно ст. 196 Уголовно-процессуального кодекса РФ назначается судебно-медицинская экспертиза, целью которой является выявление дефектов оказания медицинской помощи [4–6]. По результатам экспертиз, нередко между дефектами оказания медицинской помощи и наступившим неблагоприятным исходом устанавливается прямая причинно-следственная связь. Этот факт позволяет взыскать с медицинских организаций материальную компенсацию и привлечь медицинских работников к уголовной ответственности [6, 7].

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России (Казанский ГМУ) как один из наиболее авторитетных и престижных образовательных учреждений реализует основные профессиональные образовательные программы высшего образования и готовит дипломированных специалистов в области медицины, фармации и социальной работы [8, 9]. Однако возникает вопрос, готовы ли обучающиеся, получая в рамках высшего медицинского образования ряд профессиональных компетенций, прав и обязанностей, к ожидающим их юридическим вызовам и правовым последствиям, прямо связанным с их будущей практической деятельностью?

Принимая во внимание принципиальную позицию следственных органов в отношении медицинского персонала, авторы поставили перед собой цель проанализировать уровень правовой подготовки студентов Казанского ГМУ в вопросах уголовной ответственности при исполнении профессиональных обязанностей.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

За период с 1 января по 30 марта 2018 г. нами проведен анонимный опрос 426 обучающихся Казанского ГМУ. Анкета включала 46 вопросов с вариантами ответов и дополнительным полем для персонального комментария. При составлении анкеты были использованы нормативно-правовая база Российской Федерации, материалы судебно-медицинской и судебно-следственной практики на тему возможной уголовной ответственности медицинских работников ввиду ненадлежащего оказания медицинской помощи и так называемых врачебных ошибок.

Структура анкетированных: студенты первого курса — 122 (28,6%), второго — 51 (12%), третьего — 63 (14,8%), четвертого — 58 (13,6%), пятого — 68 (16%), шестого — 64 (15%) человека.

РЕЗУЛЬТАТЫ

При анализе результатов стало понятно, что термин «врачебная ошибка» — внеправовое понятие, поэтому не может повлечь правовых санкций (рис. 1).

 

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос «Как вы понимаете термин "врачебная ошибка"» (n=426, несколько вариантов ответа).

Fig. 1. Respondent answers to the question: "How Do You Understand the Term "Medical Error" (n=426, multiple options for respond).

 

Конечно, однозначного понимания нет даже среди практикующего врачебного сообщества ввиду отсутствия дефиниции «врачебной ошибки» в отечественном законодательстве. Однако, как показывает судебно-следственная практика, «врачебные ошибки» в виде дефектов оказания медицинской помощи уже давно рассматриваются в уголовной плоскости и, как правило, связаны с реальным применением репрессивных мер [10].

О праве медицинского работника на ошибку заявил 301 (70,6%) студент, из них 17 (3,9%) отметили неизбежность ошибок в медицине; 100 (23,5%) считают, что у медицинского работника права на ошибку нет, у 25 (5,9%) человек вопрос вызвал затруднение.

По мнению 267 (62,7%) опрошенных, медицинский работник должен сообщать пациенту о совершенной при диагностике/лечении ошибке, 63 (14,8%) считают, что не должен, 71 (16,7%) не смог ответить, 25 (5,8%) ответили, что необходимо действовать «по ситуации». Одновременно с этим 313 (73,5%) анкетируемых отметили, что факт совершения ошибки должен быть зафиксирован в соответствующих документах, 45 (10,6%) считают, что не должен, 66 (15,5%) затруднились ответить, 2 (0,4%) ответили, что необходимо действовать «по ситуации».

На вопрос «Нужно ли наказывать медицинских работников за ошибки» 155 (36,4%) студентов ответили, что не нужно, 137 (32,2%) — что нужно, 88 (20,7%) не смогли ответить, 46 (10,7%) отметили, что наказывать необходимо в зависимости от тяжести причиненного вреда больному. Говоря о наказании в виде уголовной ответственности, «против» проголосовали уже 272 (64%) студента, 56 (13%) проголосовали «за», 58 (14%) затруднились ответить и 40 (9%) посчитали необходимым учитывать тяжесть причиненного вреда.

Интересен взгляд респондентов на вероятные причины совершения «врачебных ошибок» медицинскими работниками. Структура их ответов представлена на рис. 2.

 

Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Наиболее вероятные причины совершения "врачебных ошибок"» (n=426, пять вариантов ответа).

Fig. 2. Respondent answers to the question: "The Most Probable Reasons for "Medical Errors" (n=426, five options for respond).

 

Считают, что родственникам пациента, погибшего от «врачебной ошибки», должна выплачиваться денежная компенсация, 284 (66,7%) обучающихся, при этом 214 (54%) указали на зависимость компенсации от конкретного неблагоприятного исхода. По мнению 197 (50,3%) студентов, выплачивать компенсацию должен специально организованный страховой фонд по защите медработников от неблагоприятных случаев.

В ходе опроса 250 (59%) студентов не смогли указать основной закон, регламентирующий медицинскую деятельность в Российской Федерации [11]; 392 (92%) анкетируемых не знают, по каким статьям медицинских работников привлекают к уголовной ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи, в то же время 262 (61,5%) опрошенных не имеют представления об уголовно-правовых санкциях, связанных с их будущей профессиональной деятельностью [12, 13]. Вместе с этим поступили комментарии, что знать уголовное законодательство — работа юристов. Авторы считают, что современные реалии жестко диктуют врачу необходимость знать, какие правовые вызовы и санкции могут его поджидать в случае неблагоприятного исхода оказания им медицинской помощи.

После окончания вуза работать в сфере медицины планируют 370 (87%) респондентов. Сам факт возможной уголовной ответственности отпугивает от будущей практической деятельности 204 (48%) студента, 181 (42%) студента этот вопрос не беспокоит, 41 (10%) опрошенный затруднился ответить.

Показательным, на наш взгляд, является, что среди опрошенных 342 (80%) считают детальное изучение случаев «врачебных ошибок» эффективным инструментом снижения количества ошибок в будущей практике, при этом комплексный разбор таких случаев, по мнению 251 (59%) респондента, должен начинаться со студенческой скамьи в рамках научных обществ молодых ученых и студенческих научных кружков (рис. 3). Одновременно с этим 358 (84%) обучающихся заверили, что будут участвовать в разборах «врачебных ошибок» в случае их появления в вузе.

 

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Где необходимо проводить детальный анализ "врачебных ошибок"» (n=426, несколько вариантов ответа). СМИ — средства массовой информации; СНК — студенческий научный кружок.

Fig. 3. Respondent answers to the question: "Where is the Need for a Detailed Analysis of "Medical Errors" (n=426, multiple options for respond).

СМИ — mass media; СНК — student science club.

 

ОБСУЖДЕНИЕ

В связи с вышеизложенным, на базе ФГБОУ ВО «Казанский ГМУ» Минздрава России сотрудниками кафедры судебной медицины был разработан спецкурс, посвященный теме ятрогений и связанной с ними уголовной ответственности медицинских работников. Курс включает в себя законодательные нормы, процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы и материалы судебно-следственной практики.

Инновационной для отечественных медицинских вузов педагогической инициативой стала организация в 2018 г. на базе кафедры судебной медицины образовательного проекта «Клиника медицинского права», цель которого — профессиональная и правовая подготовка обучающихся [14]. В рамках проекта реализуются образовательные мероприятия в виде комплексных клинико-правовых разборов реальных «врачебных» дел. Под руководством сотрудников кафедры коллектив проекта адаптирует открытые для свободного доступа материалы судебной практики в клинико-правовой кейс, выделяя основные клинические и юридические проблемы в каждом разбираемом случае. Далее в интерактивном формате происходит моделирование уголовного процесса с обучающимися, в ходе которого разбираются клинико-правовые кейсы по обвинению медицинских работников в совершении преступлений, предусмотренных самыми часто применяемыми при данной проблеме статьями Уголовного кодекса Российской Федерации: ч. 2 ст. 109; ч. 2 ст. 118; ч. 2 ст. 238; ч. 2 ст. 293 [12, 13]. Проведение подобных комплексных клинико-правовых разборов способствует развитию мультидисциплинарного подхода и активному межкафедральному взаимодействию. В роли экспертов на мероприятиях выступают представители смежных специальностей, участвующих в конкретном уголовном деле, практикующие врачи, эксперты министерства здравоохранения и территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также юристы, что позволяет провести с обучающимися разностороннее обсуждение проблем. Таким образом, участники проекта «Клиника медицинского права» имеют возможность, с одной стороны, наглядно погрузиться в атмосферу уголовного процесса, изучить особенности проведения судебно-медицинской экспертизы по медицинским делам, обсудить с юридическим сообществом насущные правовые вопросы, а с другой — изучить случай неблагоприятного исхода оказания медицинской помощи по интересующей специальности и разобрать дефекты в диагностике, лечении пациента, чтобы не допустить их в своей будущей медицинской практике. В этом контексте развитие данного образовательного формата может стать одним из инструментов для исполнения целевых задач Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в пунктах обеспечения медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, формирования системы защиты прав пациентов и совершенствования медицинских услуг [15].

Так, с апреля 2018 г. образовательным проектом кафедры судебной медицины Казанского ГМУ «Клиника медицинского права» проведено восемь образовательных мероприятий в виде клинико-правовых разборов уголовных дел по специальностям «детские инфекции» (2), «акушерство и гинекология» (2), «общая хирургия» (2), «детская хирургия» и «педиатрия» (2), участниками которых стали 590 человек. Необходимо отметить, что на данном этапе проект не является образовательным курсом и не входит в основную профессиональную образовательную программу вуза, что делает участие в мероприятиях исключительно добровольным и отражает личный интерес и мотивацию обучающихся. Среди участников были представлены студенты, ординаторы и аспиранты Казанского ГМУ, Казанской государственной медицинской академии, Института фундаментальной медицины и биологии Казанского федерального университета и обучающиеся юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета. При проведении данных мероприятий были задействованы 20 преподавателей с 11 кафедр вышеуказанных вузов, из них шесть профессоров, семь доцентов, три заслуженных врача Республики Татарстан, один заслуженный врач Российской Федерации, один член-корреспондент РАЕН, а также четыре практикующих юриста, три из которых являются действующими членами коллегии адвокатов Республики Татарстан. Проект был активно поддержан Министерством здравоохранения Республики Татарстан, в качестве экспертов также выступили три главных специалиста Минздрава РТ и главный специалист Управления здравоохранением г. Казани, которые подробно разобрали с обучающимися дефекты в тактике ведения пациентов, продемонстрировали процессуальные тонкости установки прямой причинно-следственной связи между данными дефектами и неблагоприятным исходом и единогласно отметили наглядность нового образовательного формата.

С целью выявления эффективности клинико-правовых разборов по итогам мероприятий участникам было предложено пройти добровольное анкетирование. В ходе оценки ответов было выявлено, что 94,5% участников считают такой формат полезным для предотвращения дефектов оказания медицинской помощи в будущем; 100% опрошенных узнали для себя что-то новое с юридической точки зрения, 96,3% — c клинической; 94,5% опрошенных заявили, что хотели бы посетить разбор «врачебного дела» еще раз.

Продуктивной реализации проекта способствуют активная поддержка администрации вуза и богатый опыт практической деятельности сотрудников кафедры судебной медицины в сфере судебно-медицинской экспертизы. Особым подспорьем в развитии данного педагогического формата является наличие медицинского и юридического образования руководителя проекта А. А. Анисимова, его уникальный международный опыт, инициативность и развитые лидерские качества, позволившие выстроить крепкие деловые отношения в коллективе проекта [16, 17]. Несмотря на относительную молодость, образовательный проект кафедры судебной медицины Казанского ГМУ «Клиника медицинского права» уже был высоко отмечен со стороны руководства Республики Татарстан, победив в республиканском конкурсе «50 лучших инновационных идей для Республики Татарстан-2018» в номинации «Инновации в образовании». Более того, инновационную идею также поддержало Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), предоставив грантовую поддержку на проведение мероприятий в размере 450 000 рублей [18].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты позволяют авторам сделать вывод, что в современных условиях повышенного внимания гражданского общества и судебно-следственных органов к медицинскому сообществу проблема подготовки студентов в вопросах возможной уголовной ответственности за ненадлежащее оказание медицинской помощи в медицинских вузах является чрезвычайно актуальной. Более того, несмотря на проводимую образовательную реформу в медицинских вузах и оптимизацию образовательного процесса, проблема правовой подготовки обучающихся, в частности на тему уголовной ответственности, оставляет желать лучшего. Вместе с тем со стороны обучающихся объективно отмечается интерес к проблеме ненадлежащего оказания медицинской помощи и профилактики «врачебных ошибок», что говорит о настоятельной необходимости введения новых педагогических подходов в данном вопросе уже со студенческой скамьи.

В этой связи комплексный клинико-правовой разбор неблагоприятных случаев оказания медицинской помощи в рамках образовательного проекта «Клиника медицинского права» при кафедре судебной медицины Казанского ГМУ является прогрессивным и многообещающим мультидисциплинарным педагогическим форматом, способствующим разносторонней подготовке обучающихся, повышению их конкурентоспособности, который положительно зарекомендовал себя как среди обучающихся, так и профессорско-преподавательских составов медицинских вузов, а также юридического сообщества Республики Татарстан.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Участие авторов • Author contribution

Авторы подтверждают соответствие своего авторства международным критериям ICMJE (все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией).

All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work.

Источник финансирования • Funding source

Авторы заявляют об отсутствии внешнего финансирования при проведении исследования.

This study was not supported by any external sources of funding.

Конфликт интересов • Competing interests

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

The authors declare that they have no competing interests.

1 Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. Мероприятия. Александр Бастрыкин обсудил с медицинским и юридическим сообществом проблему ятрогенных преступлений. Режим доступа: https://sledcom.ru/ press/events/item/1215897/. Дата обращения: 01.02.2021.

2 Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. СМИ о СК. Белая халатность: в России растет количество уголовных дел по факту врачебных ошибок. Режим доступа: https://sledcom.ru/press/smi/item/1328026/. Дата обращения: 01.02.2021.

3 Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации. Новости. Председатель СК России принял участие в VII Съезде Национальной Медицинской Палаты. Режим доступа: https://sledcom.ru/news/item/1396939. Дата обращения: 01.02.2021.

×

About the authors

Valeriy A. Spiridonov

Forensic Department of the Investigative Committee of the Russian Federation; Kazan State Medical University

Email: vaspiridonov@yahoo.com
ORCID iD: 0000-0003-4004-8482

MD, Dr. Sci. (Med.), Assistant Professor

Russian Federation, Moscow; 49 Butlerova street, Kazan, 420012

Andrei A. Anisimov

Kazan State Medical University; Kazan Federal University

Author for correspondence.
Email: aa_anisimov@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-5323-7226

Graduate Student

Russian Federation, 49 Butlerova street, Kazan, 420012; Kazan

References

  1. Sergeev YuD. Improper provision of medical care — the most important scientific and practical problem for specialists in the field of medical law. Medical law: theory and practice. 2016;2(2):13–18. (In Russ).
  2. Muratova NG, Spiridonov VA. Medical law and criminal procedure: unity and differentiation of procedural procedures in the investigation of valeological crimes (statement of the problem). Materials of the International Scientific and Practical conference "Pre-trial proceedings in criminal cases on professional crimes committed by medical workers", February 15, 2018. Moscow: Investigative Committee of Russia; 2018. Р. 57–61. (In Russ).
  3. Kovalev AV. The procedure for conducting a forensic medical examination and establishing cause-and-effect relationships on the fact of non-provision or improper provision of medical care: methodological recommendations. 2nd ed, revised and updated. Moscow: FSBI RCSE; 2017. 29 p. (In Russ).
  4. Bykhovskaya OA, Filatov AI, Loban IE, Isakov VD. Analysis of commission forensic medical examinations on cases concerning medical workers. Forensic Medical Examination. 2018;61(5): 18–20. (In Russ). doi: 10.17116/sudmed20186105118
  5. Tsiatsiuyeu A, Semenov V. Sudden cardiac death in young adults with minor cardiac abnormalities: analysis of 10 cases. Rechtsmedizin. 2019;29 [98th Annual Congress of the German Society of Legal Medicine. Hamburg, Sept. 17th-21st 2019: abstr. book]. Springer Nature; 2019. P. 356. doi: 10.1007/s00194-019-0338-y
  6. Spiridonov VA. Forensic medical examinations in criminal cases in relation to medical personnel: history and modernity. Ed. by N.G. Muratova. Kazan: Astor i Ya; 2020. 126 p. (In Russ).
  7. Klevno VA, Veselkina OV, Sidorovich YuV. Monitoring of defects in the provision of medical care according to the materials of the Bureau of Forensic Medical Expertise of the Moscow region in 2017: annual report. Ed. by V.A. Klevno. Moscow: Assotsiatsiya SME; 2018. 172 p. (In Russ).
  8. The Charter of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kazan State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation (new edition), approved by Order of the Ministry of Health of the Russian Federation No. 401 on 23.06.2016. Kazan; 2016. (In Russ). Available from: https://base.garant.ru/71447610/
  9. The development strategy of Kazan State Medical University for the period up to 2020 with changes in the framework of participation in the implementation of the National Project "Healthcare" 2018 dated 25.01.2019. (In Russ). Available from: https://kazangmu.ru/files/lilya/DOKUMENT/strategy_kgmu_2020_izmenenia_ot_18_11_2019.pdf
  10. Timofeev IM. Defect of medical care: problems and ways of legal formalization of the concept. Medical law. 2018;(6):14. (In Russ).
  11. Federal Law No. 323-FZ of 21.11.2011 "Ob osnovakh okhrany zdorov’ya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii". (In Russ). Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/
  12. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 23.04.2018, with amendments from 25.04.2018). (In Russ). Available from: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_10699/
  13. Criminal Procedure Code of the Russian Federation No. 174-FZ of 18.12.2001 (as amended on 27.06.2018). (In Russ). Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/
  14. Spiridonov VA, Anisimov AA. Clinic of Medical Law of Kazan State Medical University — a new educational format for improving students' professional and legal literacy. Medical law: theory and practice. 2018;4(2):42–48. (In Russ).
  15. Decree of the President of the Russian Federation No. 204 of 07.05.2018 "O natsional’nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda". (In Russ). Available from: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/
  16. Spiridonov VA, Anisimov AA. Medical law as a vital branch of law in the context of modern healthcare optimization on the example of programs of higher legal education in the United States of America. Medical law: theory and practice. 2017;3(2):496–502. (In Russ).
  17. Anisimov A. The genesis of medical legal relations in the Russian legal system. In: Legal systems of the Russian Federation and the United States of America on the legal map of the world: materials of the work of the student scientific research group on the history of state and law of foreign countries and the history of political and legal doctrines. Ed. by Yu.S. Reshetov, L.T. Bakulina, M.V. Voronin, S.V. Alexandrov. Kazan: Kazan Publishing House; 2017. Р. 207–215.
  18. Order of the Federal Agency for Youth Affairs (Rosmolodezh) of 15.10.2019 No. 352 "Ob utverzhdenii spiska pobediteley Vserossiyskogo konkursa molodezhnykh proyektov sredi fizicheskikh lits v 2019 godu". (In Russ). Available from: https://www.informio.ru/update/wuz/39193

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Fig. 1. Respondent answers to the question: "How Do You Understand the Term "Medical Error" (n=426, multiple options for respond).

Download (659KB)
2. Fig. 2. Respondent answers to the question: "The Most Probable Reasons for "Medical Errors" (n=426, five options for respond).

Download (725KB)
3. Fig. 3. Respondent answers to the question: "Where is the Need for a Detailed Analysis of "Medical Errors" (n=426, multiple options for respond). СМИ — mass media; СНК — student science club.Fig. 3. Respondent answers to the question: "Where is the Need for a Detailed Analysis of "Medical Errors" (n=426, multiple options for respond). СМИ — mass media; СНК — student science club.

Download (573KB)

Statistics

Views

Abstract: 296

PDF (Russian): 95

Article Metrics

Metrics Loading ...

Dimensions

PlumX

Refbacks

  • There are currently no refbacks.

Copyright (c) 2021 Spiridonov V.A., Anisimov A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies